Греция стала эпицентром долгового кризиса в Европе после взрыва Уолл-стрит в 2008 году. В 2009 году страна была закрыта от заимствований на финансовых рынках и к началу 2010 года столкнулась с банкротством. Во избежание катастрофы, которая сделает государство - член Европейского союза (ЕС) неплатежеспособным, поставит под угрозу банки в Германии и Франции, а также уничтожит зарплаты, пенсии и сбережения греческих граждан, так называемая тройка - Международный валютный фонд, Европейский центральный банк и Европейская комиссия - предоставила помощь в размере 110 млрд евро.
Финансовая поддержка сопровождалась жесткими условиями в рамках ряда программ экономической корректировки, навязанных Греции "тройкой": кредиторы потребовали значительного сокращения бюджета и резкого повышения налогов.
В 2012 году страна получила второе спасение в размере 130 млрд евро в сочетании с требованиями фундаментальных изменений в государственном секторе.
В августе 2015 года страны еврозоны согласились предоставить Греции третью помощь в размере до 86 млрд евро при условии проведения дальнейших реформ, включая широкую приватизацию государственных активов и большую гибкость на рынке труда.
Предпосылки к разразившемуся кризису заложены были, когда после окончания Второй мировой войны в Грецию стали заходить крупные американские и европейские фонды. Внешнее кредитование в форме широкой доступности кредитов под низкие проценты в сочетании с обширными чистыми трансфертами из ЕС приобрело широкие масштабы и систематический характер после вступления Греции в Европейские сообщества (1981 год) и во все большей степени после вступления Греции в Еврозону (2001 год).
Такие переводы могут пониматься как функциональный эквивалент внешней ренты. В сочетании с сильными внутренними институтами арендная плата не обязательно будет иметь негативные последствия. Однако греческое государство никогда не развивало административный потенциал, в то время как рыночные институты также оставались слабыми. Опираясь на поток ренты из-за рубежа, греческая политическая элита не имела стимулов для продолжения реформ в сфере государственно-экономических отношений и реформ институтов, ориентированных на повышение эффективности.
Сильные заинтересованные группы, которые также наслаждались повышением уровня жизни, поскольку греческая экономика была переполнена иностранными кредитами и средствами ЕС, также никогда не требовали каких-либо существенных реформ производственной модели Греции. Ядром объяснения греческого кризиса является сочетание давней традиции поиска ренты со слаборазвитыми национальными институтами и негативными последствиями глобального кризиса 2008 года.
Раннее же объяснение греческого кризиса основывались только
- на неправильном управлении бюджетом греческими правительствами до 2010 года;
- структурных проблемах греческой экономики, включая отсутствие международной конкурентоспособности и слабость торгового сектора;
- распространенности популизма после перехода Греции к демократии (1974 год) и государственной политике, подавлявшей греческую экономику;
- введении евро;
- неолиберализме с использованием Греции в качестве полигона для испытаний новой политики.
Однако в ранних объяснениях греческого кризиса мало внимания уделялось зависимости Греции от внешних займов и внешних субсидий, что привело к созданию полууровневого государства. Кредиты и субсидии оказывают не меньшее воздействие на экономику,, как и нефть или другие подобные ресурсы, чего Греции все равно не хватает.
Такие внешние ресурсы создали "менталитет рентгена", характеризующийся недальновидностью государственных субъектов и "быстроразвивающимся менталитетом" среди деловых людей. Политические решения характеризовались близорукостью и склонностью к риску. Частные субъекты тратят свою энергию на поиски политической защиты, а не на создание новых предприятий.
Чрезмерный оптимизм и близорукая эйфория привели к институциональному параличу. С начала 1980-х годов наличие внешней ренты подрывает экономическое развитие, поощряя пассивные, не связанные с развитием подходы.
Вот эти три фактора, которые сыграли значительную роль в формировании греческого кризиса и продолжают до сих пор мучить Грецию:
- иностранные кредиты;
- фонды ЕС;
- уклонение от уплаты налогов, чтобы предложить альтернативное объяснение неспособности греческой экономики адаптироваться к европейским нормам.
После начала кризиса Греции удалось оптимизировать свою бюджетно-налоговую политику и в 2014 году, а затем и в 2016 году достичь положительного сальдо бюджета. В то же время традиция получения ренты ослабла, поскольку средства, переводимые Греции в рамках программ экономической корректировки 2010, 2012 и 2015 годов, сопровождались выдвижением определенных условий.
Последнее включает реформы в области управления государственными финансами, налогообложения, государственного и банковского секторов, а также товарного рынка и рынка труда. Реформы осуществляются весьма неравномерно и начинают давать положительные экономические результаты, хотя и сопровождаются негативными социальными последствиями, такими как широкая нищета и социальная изоляция.
Однако греческая политическая система не последовала этому примеру. Даже после того, как в стране были вынуждены проводить политику жесткой экономии, греческие правительства правых и левых периодически пытались освободить привилегированные профессиональные группы от мер жесткой экономии.
Греция - пример того, как долгосрочные экономические модели, такие как стремление к получению ренты со стороны государственных субъектов в сочетании со слабыми институтами и под давлением внешних факторов, таких как глобальный финансовый кризис, приводят к затяжным и крупномасштабным кризисам.