📅 Звуковой Календарь 27/11/2019
Владимир Николаевич Яхонтов родился, чтобы стать артистом. Во время учебы в Дворянском институте имени Императора Александра II в Нижнем Новгороде он играл в любительских спектаклях. После Института, в 1918 г. Яхонтов поступил во 2-ю студию МХТ, через год перешел в 3-ю студию к Вахтангову. Его преподавателями были знаменитые Станиславский, Качалов, Москвин, Книппер-Чехова… Яхонтов играл в театре Мейерхольда (1924 – 1926 гг.), но ушел после первой же роли в спектакле "Учитель Бубус", ушел из театра навсегда. Он искал свой путь в искусстве. Яхонтов писал:
"Я с детства был уверен, что выберу трудную дорогу, сложный путь. Мне этого и хотелось".
С 1922 г. Яхонтов начал выступать на эстраде с чтением стихов Пушкина, Блока, Маяковского. За год до этого он встретил свою будущую жену Е.Попову, которая стала спутницей его жизни, режиссером, художником моноспектаклей, соавтором литературно-сценических программ Яхонтова. В 1927 г. с помощью Луначарского при Главнауке был создан театр "Современник" – детище Яхонтова, Поповой, Владимирского и музыкантов Цветаева и Лойтера. Так, на основе своей собственной драматургии Яхонтов создал театр с обширным репертуаром: спектаклями на современную тему – о партии, революции, Ленине, социалистическом строительстве, - и классика. Яхонтов читал Грибоедова и Маяковского, Пушкина и Блока, Гоголя и Лермонтова, Блока, Достоевского, Есенина. Был в репертуаре исторический спектакль "1812 год", спектакли, посвященные памфлетам, водевилям и множеству других тем. Выступления Яхонтова пользовались большим успехом, несмотря на то, что мнения и отзывы прессы были противоречивы. Яхонтов обладал прекрасной сценической внешностью – высокого роста, светловолосый, он, по рассказам современников, производил впечатление значительности. О голосе и речи Яхонтова пишет литературовед Андроников, близко знакомый с артистом:
"Самый звук его (голоса) производил впечатление магическое. (…) В тембре его заключена была какая-то трепетность, которая сообщала таинственную прелесть его интонациям. (…) Яхонтовские интонации всегда по-новому и неожиданно освещали текст. (…) Он ощущал силу и красоту слов, он вдумывался и вслушивался в них, произнося их неторопливо и веско… Он и слушателя заставлял сосредоточенно вдумываться в смысл сказанного, приучал его мыслить вместе с собой…, а не только следовать за развитием сюжета".
Особое отношение было у Яхонтова к поэзии Маяковского. Маяковский читал свои стихи не похоже на других поэтов. По выражению Яхонтова, у Маяковского слова живут просторно, читая его стих, нужно между словами оставлять воздух. Артист называл себя "негласным учеником" Маяковского, читал его по-своему, усиливая "воздушные прокладки" между словами. В основе каждой работы Яхонтова лежала серьезная мысль. На сцене он был похож не на играющего актера, а на человека сосредоточенного, мыслящего вслух на эстраде. Яхонтов включал в свои программы газетные статьи, философские сочинения, политические трактаты и документы – Коммунистический манифест, "Диалектику природы" Энгельса, "Что делать?" Ленина, текст Конституции и т.п. Яхонтов вообще считал, что его творческий путь определила работа над произведениями Ленина. В своей книге "Театр одного актера" Яхонтов пишет:
"Что делать?" сделался для меня документом огромного воспитательного значения, повлиял на мою дальнейшую судьбу. (…) Готовясь к исполнению поэм Маяковского "Ленин" и "Хорошо!" я перечитывал Маркса, Энгельса, Ленина… Без знания "родословной" этих произведений, я имею в виду труды классиков марксизма-ленинизма, трудно наживать правильные актерские состояния и решать творческие задачи".
В своей книге Яхонтов, анализируя подробно поэзию Маяковского, подчеркивает:
"…Стихи Маяковского с исключительной наглядностью несут в себе черты поэзии "слышимой". Его произведения написаны скорее звуком, нежели пером". Яхонтов вообще по-новому подошел к исполнению стиха и совершил в этой области подлинную реформу. По выражению Андроникова, Яхонтов "нашел ключ", и это определило огромный успех его выступлений перед тысячными аудиториями с программами стихов Маяковского, "Маленьких трагедий" Пушкина, "Горя от ума" Грибоедова, где Яхонтов играл все роли. А "Евгений Онегин" Пушкина исполнялся подряд два вечера. Андроников пишет о Яхонтове: "Он читал лучше поэтов и лучше актеров. Читал совсем по-другому. Новое звучание стиха превратилось в явление искусства."
В книге Яхонтова "Театр одного актера" (М., 1958 г.), которую он писал не один год и которая вышла уже после его трагического ухода из жизни, ярко описан процесс создания литературных композиций. Яхонтов скрупулезно анализирует произведения, с которыми работает, описывает свою тщательную работу над словом, делится мыслями о литературе, о своих творческих исканиях. Читая книгу Яхонтова, мы глубоко погружаемся в творческий процесс создания сценических шедевров. Как же это происходит? Автор пишет:
"Я держу в памяти не одну сотню страниц. Как мне это удается? Запоминаемость текста тесно связана с проработкой слова и осмыслением его. Этому же процессу сопутствует работа над подачей или трактовкой художественного произведения. Она различна в силу многих причин. Это прежде всего философское понимание мира автора, а также актерские данные исполнителя: его духовный, интеллектуальный багаж, наблюдательность, его характер, внешность, особенности его голоса. Но все эти свойства таланта нуждаются в ювелирной обработке, в тренировке. Вот тут проверяется еще один талант, огромное значение которого не всегда учитывается. Начинается испытание трудоспособности, упорства, таланта, способности его к каторжному труду. …Если полагают, что искусство непохоже на труд чернорабочего, что искусство – приятнейшая из профессий, что работнику искусства падает в рот "манна небесная", - это глубокая ошибка. (…) Не верьте актеру, что ему не страшно. Что за проклятая профессия – вся на нерве. – Что вы! Яхонтов говорит, что никогда не волнуется. Да, он говорит, что никогда не волнуется. А что ему остается говорить? ...Он не имеет права в этом признаться. А вдруг после этого он никогда уже не сумеет выйти на подмостки? (…) Я никогда не повешу белого флага. Мне, где-то в глубине сердца, необходимо выходить на подмостки. Я обязан. Кому обязан – не знаю".
Мечты выдающегося артиста-чтеца о будущем сегодня фактически воплотились в жизнь:
"...Я мечтаю о звучащей книге, которая сделалась бы другом нашему подрастающему поколению. Звучащая книга - дело ближайшего будущего".
В 1937 г. Яхонтов стал лауреатом первой премии Первого Всесоюзного конкурса мастеров художественного слова. В годы Великой Отечественной войны он продолжал выступать, создал целый ряд лирико-эпических композиций: "За Родину" (1941 г.), "Россия грозная" (1942 г.). В 1944 г. Яхонтов создал композицию "Тост за жизнь" по произведениям Горбатова, Гроссмана, Берггольц, Л.Толстого, Пушкина и с музыкой Баха, Бетховена, Рахманинова, Листа, Шостаковича. Вместе с Левитаном Яхонтов вел репортаж с Парада Победы на Красной площади 24 июня 1945 г.
Из книги Яхонтова:
- "Что вы читаете, принц?
- Слова, слова, слова" – отвечает Гамлет.
- Что вы делаете, Яхонтов?
- Ничего особенного: я освобождаю слова из плена".
Запись доступна для прослушивания на нашем сайте:
🔈 http://ргафд.рф/сallendar/27-11-2019
Российский государственный архив фонодокументов располагает широким диапазоном звуковых материалов. В рубрике «Звуковой календарь», мы будем знакомить вас с разнообразием хранящихся в архиве документов.