Антти Куяла, занимающийся исследованиями о военнопленных, называет утверждения русских историков «недружественным жестом в отношении Финляндии», а их самих – живущими в «реалиях сталинизма». Речь о теории, согласно которой в урочище Сандармох захоронены советские военнопленные, расстрелянные финнами во время Великой Отечественной войны.
На днях на сайте Север.Реалии вышел подробный разбор изысканий российских историков, сделанный Куяла. Мы же кратко перечислим его аргументы.
Куяла возмущён тем, как его собственное исследование пытаются использовать против Финляндии в рамках новой теории о Сандармохе.
– Отвратительно, что результаты моих изысканий, да ещё в искажённом виде, используются в политических целях. Ни одному учёному такое не понравится, - сказал Куяла в интервью IS.
В своей книге он ясно показывает, что отношение к пленным в Финляндии было суровым, и многие из них были незаконно казнены. И всё же Куяла ни разу не встречал ни фактов, ни указаний на них, о том, что во время Войны-продолжения финны использовали для захоронения советских пленных Сандармох.
Тем не менее, учрежденное Путиным Российское военно-историческое общество (РВИО), российское Министерство обороны и двое историков из Петрозаводска уже несколько лет продвигают «гипотезу», согласно которой в Сандармохе захоронены в том числе и русские пленные, расстрелянные финнами.
Аргументы Антти Куяла
- За обращением с военнопленными следил финский Красный Крест в соответствии с международными договорённостями. У каждого была своя карточка пленного. В случае смерти человека на карточку заносилась ее причина, а иногда и место захоронения.
- Ещё в 2008 Национальный архив Финляндии выложил в открытый доступ базу данных с информацией о 19 000 умерших в финских лагерях советских пленных. О Сандармохе там ни слова.
- Карточки военнопленных не сфальсифицированы. Были лишь отдельные случаи, когда в карточке было отмечено, что причина смерти – болезнь, в то время как на самом деле – расстрел.
- Я изучил дела порядка 500 пленных, большинство из них которых были незаконно расстреляны. Личности 332 установлены. Некоторые были расстреляны ещё до заведения на них карточек Красного Креста.
- По данным Красного Креста всего в 1941-1944 гг. было расстреляно 1019 советских пленных. По моим данным, сюда надо добавить ещё порядка 200.
- По ряду имеющихся источников к 19 000 умерших в плену можно добавить ещё 3000. Таким образом, число расстрелянных составляет 5,5% от числа всех погибших в плену у финнов.
- В финских лагерях не практиковались массовые расстрелы.
- Озвученные через СМИ данные Веригина и Килина о 500, а то и 1000 или 2000 расстрелянных финнами пленных не имеют оснований.
- За бессудные расстрелы пленных в финской армии наказывали. Так, в одном из лагерей ещё во время войны было проведено расследование о расстреле свыше 100 пленных, что отчасти привело к тому, что расстрелы в этом лагере прекратились. Если бы подобное происходило в других лагерях, это тоже привлекло бы внимание Главного штаба.
- Финская армия не знала о захоронениях жертв сталинских репрессий. В финских архивах нет никаких указаний на это. Иначе Финляндия использовала бы эти захоронения в своей пропаганде.
- Национальный архив Финляндии открыт для всех. По моим данным, Веригин и Килин не работали там, а Веригин даже не знает финского языка.
- Обнаруженные в ходе раскопок РВИО куски зелёной ткани ничего не доказывают. Пленных одевали в коричневые шинели.
- При законных расстрелах пленные стояли лицом к расстрельной команде, при незаконных им стреляли в спину. При раскопках же были найдены тела с ранением в затылок и связанными за спиной руками, что как раз характерно для НКВД.