Найти тему

Знак небесного благословения

Оглавление
Источник: http://aska.rs/wp-content/uploads/ultimatemember/temp/kapucini.jpg
Источник: http://aska.rs/wp-content/uploads/ultimatemember/temp/kapucini.jpg

Легенда «Аве Мария»

Жил в одном германском монастыре кроткий и добрый монах. Он делал самую простую и черную работу, которой гнушались другие монахи из братии - что же поделать, если он был настолько прост, что даже «Отче наш» ум его запомнить не мог, его единственной молитвой были два слова «Аве Мария».

Эта скромная и робкая жизнь завершилась, в свой черёд, и старик-монах нашёл свой последний приют в могиле у высокой монастырской стены. Стояла зима, и могилу скоро занесло снегом. Пришла весна, и из-под снега показалась черная оттаявшая земля, а могила монаха осталась без всякого украшения, даже могильный камень на ней не поставили.

Наступил май, всюду на свет пробивались яркая зелёная трава и цветы. Лишь могильный холмик монаха чернел без единой травинки и листва. Но вот как-то ночью случилось чудо - земля расступилась, и на поверхности показалась ослепительно-белая лилия, краше которой люди до того не видели.

Монахи пришли посмотреть на это, и с благоговением увидели, что красные и золотые узоры на лепестках цветка свиваются в надпись - «Аве Мария» - единственную молитву наивного монаха, которого Господь так отметил после его смерти.

http://3.bp.blogspot.com/_cUuIMoP_aeE/S6snZpXL1QI/AAAAAAAACRg/iM-w6PEzrTI/s1600/lily.jpg
http://3.bp.blogspot.com/_cUuIMoP_aeE/S6snZpXL1QI/AAAAAAAACRg/iM-w6PEzrTI/s1600/lily.jpg

Чудесно выросшая белая лилия — образ, связанный с Девой Марией. В одной из австрийских легенд рассказчик сообщает, что «на могиле святого Андреаса из Ринна ровно через год после его смерти, осенью, когда обык­новенно все прочие цветы увядают, выросла белоснежная лилия», на лепе­стках которой

«люди заметили некие знаки, похожие на буквы». В австрийской легенде указывается, что «на могиле Витала выросла лилия, сияющая незем­ным светом. Она цвела долгое время и, несмотря на жару и холод, не увяда­ла». В итальянской легенде повеству­ется, что «в 1496 г. на могиле умершей годом раньше Франциски из Комо люди увидели цветущую и благоухаю­щую лилию».

Легенда «Липа у церкви святого Стефана»

Там, где сейчас в Вене стоит великолепнейший собор Святого Стефана, в средние века была лишь маленькая, захудалая церквушка. Служил в ней скромный священник Эберхарт. Он очень любил липы, и посадил рядом с оградкой кладбища при церкви росток, который вырос в чудесное дерево.

Город рос, и потребовалось расширить кладбище. Липу хотели срубить, но Эберхардт добился, чтобы его дерево оставили на месте.

Когда липа цвела, её сладкое благоухание разносилось далеко по улицам Вены, а Эберхарт радовался.

Липа у собора Святого Стефана Источник: http://www.sagen.at/texte/sagen/oesterreich/wien/images/linde.jpg
Липа у собора Святого Стефана Источник: http://www.sagen.at/texte/sagen/oesterreich/wien/images/linde.jpg

Но вот подошли к концу его дни, он был тяжко болен и чувствовал приближение кончины. На дворе стояла зима, жгучий мороз выводил ледяные узоры на окнах. Больше всего на свете Эберхарт хотел вновь ощутить аромат цветков липы, но как же он мог это сделать зимой? Собравшиеся вокруг его постели люди искренне плакали от жалости к нему, потому что Эберхарта все любили за добрый нрав. Но вот кто-то вскрикнул от удивления, и все обернулись к окну! Растворив створки, люди увидели, что старая липа стоит, вся усыпанная душистыми цветами, а над ней ясно сияет голубое летнее небо.

Старец Эберхарт, увидев последний привет от своей липы, улыбнулся с благодарностью, и закрыл глаза. Он был счастлив, и душа его отлетела с миром. А люди, стоявшие, преклонив колени, рядом с его одром, увидели, что его постель и пол рядом с ней покрыты сплошным ковром лепестков цвета липы, влетевших в окно. Но когда они выглянули снова, старая липа стояла, вся в снегу, и ничего в ней не напоминало о чудесном летнем цветении.

Расцветшая в неурочное время липа и чудесное цветение лилии служат для противопоставления жизни и смерти, что является характерной особеннос­тью фольклорных произведений, на­пример сказок и баллад. Рассказчик показывает, что жизнь, угодная Богу, сильнее смерти и забвения.