Не знаю, почему, но моим детям нравятся советские мультики. При этом они смотрят и современные. Вот как-то раз они смотрели «Чиполлино».
Дочка: Это лук! Лук, смотрите! Ой, папа попался!
Малыш: У-у-у! Ого!
Муж (мне): А ты знаешь, что «Чиполлино» переделали. Теперь там не свергают принца Лимона, а несут ему петицию.
Я: Серьёзно?
Муж: Да. А принц Лимон приказывает открыть огонь. Овощи разбегаются, а лимончики догоняют и рубят их шашками.
Я: Ничего себе!
Муж: Шучу. Конечно, Лимон во всём раскаивается и становится добрым.
Я сначала подумала, что про петицию тоже шутка. Вроде той, что «Ну, погоди» теперь «18+». К счастью, текст сказки пока не трогали, а вот в театральной постановке в Москве полностью изменили концовку. Как и сказал муж, принц раскаялся и отменил свои несправедливые решения. Ну просто ми-ми-ми!
Почему Екатерина Королева в своей постановке поменяла сюжет? Она отвечает: «Конечно, мы оставили в спектакле социальную остроту, но, так как я ужасно боюсь всяких революций, то переворот совершится в умах героев». Но ведь революция не единственная ужасная вещь. Есть ещё война, катастрофа, эпидемия, смерть, голод… школьная травля, в конце концов, бывает очень жестокой. Короче, давайте ставить спектакли и снимать фильмы только про розовых пони, которые живут в пряничных домиках! Нет, мы, конечно, придадим сюжету остроты. Пусть прилетит дракон и начнёт топтать их домики. А пони что? Они найдут храброго рыцаря, который пойдёт и ка-ак расскажет маме дракона, что её сынок вытворяет. Мама тут же прилетит, погрозит сыну пальчиком, заставит извиниться и заберёт его домой. Помните, дети, драки – это плохо.
Я, конечно, понимаю, почему Екатерина Королева так сделала и чего ей на самом деле стоит бояться. «Чиполлино» - он слишком актуальный. И, с одной стороны, он будет интересен зрителю как раз из-за своей актуальности, а, с другой стороны, он может заинтересовать ещё кое-кого. И этот кое-кто методом нехитрых манипуляций может привлечь Королеву по статье «экстремизм».
Но меня пугает отношение к современным детям, как к фарфоровым вазам. Сказки страшные читать нельзя, в военную форму наряжать нельзя, и в костюмы чудовищ наряжать нельзя – психика сломается! Воспитательница рассказала, как это – на кол посадить?! Уволить воспитательницу! «Гарри Поттер» - страшная сказка, не для детей, а для сатанистов. «Храбрая сердцем» образ матери демонизирует, дети не должны знать, что бывают плохие родители!
А то, что большая часть сказок наших «мудрых предков» страшнее любого «Гарри Поттера», не напрягает? А про родителей, которые выставили детей на мороз, потому что есть нечего, деткам знать нормально. Ах да, они же не злые, как Эленор, они добрые, просто им есть нечего, вот они детей и выгнали! А что, раньше дети в чудовищ не наряжались? Наряжались. И в форму тоже, и даже в войнушку играли. Просто шума вокруг всего этого не было.
Вспоминается серия "Ворониных", где родители Насти поменяли концовку "Сказки о Военной тайне". В новой версии все должны были обняться и помириться, потому что война - это ужасно. Тогда это всё сопровождалось смехом за кадром. Но в реальности как-то не смешно выходит.
Проблема в том, что, убирая из детских произведений такие понятия, как "война", "восстание", "смерть", "несправедливость", "жестокость", мы лишаем детей примеров храбрости, благородства, милосердия, человечности и справедливости. Просто розовым пони негде проявить эти качества. Нет, розовые пони для чего-то тоже нужны, пусть будут. Но зачем лезть с этими соплями в классику?!
В общем, растим поколение овощей. Правда, не всё так плохо. И сегодня ещё снимают хорошие мультики, где есть немного жизненной жестокости. Или много, как в «Крепость: щитом и мечом». И это здорово!