Найти тему
Ruki

Мейкерспейсы: 3 главных факта о китайских мастерских для изобретателей

Оглавление

Переизобрести велосипед, построить дрон и собрать игровой контроллер – за этим обычно отправляются на юго-восток Китая. Именно здесь сосредоточены мейкерспейсы – коворкинги для изобретателей, где найдется все – от ламинирующей машинки до продвинутого 3D-принтера. Коротко разбираем, как устроены китайские DIY-лаборатории и как они помогают начинающим разработчикам.

Мейкерспейс – это гибрид мастерской и лаборатории, где можно быстро собрать прототип и протестировать продукт. Как и коворкинг, мейкерспейс – это открытое пространство, в котором десятки людей одновременно работают над своими проектами.
Мастерить прототипы можно и в гараже, но здесь вы получаете доступ к инструментам: фрезерным станкам, сварочным аппаратам и 3D-принтерам. Иногда в мастерской работают штатные дизайнеры и инженеры, которые помогают новичкам. Часто изучать процесс разработки приходится на месте, отсюда и главный принцип мейкерспейсов – learning-by-doing.
Мейкерспейсы могут быть отдельным бизнесом, а могут быть частью фабрики, коворкинга, библиотеки, школы или университета (их еще называют фаблабами).
Обычно посетитель оформляет абонемент и получает доступ к рабочему месту на месяц или год.

Мейкерспейсы – идеальная среда для китайской DIY-культуры

Мейкерспейсы идеально наложились на китайский метод shanzhai (山寨) – умение быстро копировать и масштабировать изобретения за счет обмена опытом. При таком подходе сотрудничество поощряется. Кто-то называет это открытой бизнес-экосистемой, кто-то – искусством стремительно запускать серийное производство, а кто-то – умением ловко штамповать подделки.

Инструменты в мастерской Xinchejian в Шанхае. Это первый мекерспейс, который открылся в Китае
Инструменты в мастерской Xinchejian в Шанхае. Это первый мекерспейс, который открылся в Китае

Но как бы то ни было, такой прием работает. В начале 2000-х китайские фабрики, используя метод shanzhai, начали поставлять смартфоны по всему миру. К 2010-му году они уже обеспечивали четверть глобального рынка, производя ежегодно около 200 млн телефонов.

Сейчас Китай выпускает до 90% всей электроники в мире – во многом благодаря умной тактике создания имитаций.

Мейкерспейс TroubleMaker в Шэньчжэне
Мейкерспейс TroubleMaker в Шэньчжэне

Мейкерспейсы для таких стремительных экспериментов подходят идеально. "От идеи до продукта – со скоростью света", – под таким слоганом, например, работает мастерская TroubleMaker в Шэньчжэне. Многие DIY-лаборатории располагаются именно на юго-востоке Китая, где также сосредоточены офисы крупных технологических компаний и фабрики по производству электроники.

Часто у мейкерспейсов в Китае уже налажены контакты с поставщиками – они могут быстро заказать партию электронных компонентов и пластиковых деталей под конкретную задачу, а потом помогут найти партнеров для серийного производства.

Карта мейкерспейсов на конец 2015 года. Nesta, British Council
Карта мейкерспейсов на конец 2015 года. Nesta, British Council

В Шэньчжэне некоторые мастерские соседствуют с торговыми павильонами рынка электроники Хуацянбэй. Например, Segmaker Space занимает три этажа в комплексе SEG Plaza, где работают сотни точек по продаже комплектующих. Можно спуститься вниз, выбрать детали из огромного ассортимента, а потом подняться обратно в мейкерспейс и продолжить эксперименты.

Полагаясь на такую экосистему, первый прототип вы соберете за пару недель, а потом оперативно закажете сэмплы на ближайшей фабрике. Если решать эту задачу удаленно, потребуется не меньше двух-трех месяцев.

Мейкерспейсы – это инициатива сверху, которая (почти) провалилась

Китай считается мировым лидером по количеству мейкерспейсов и инкубаторов. Официальные источники в КНР сообщали, что в стране насчитывается больше 5,5 тыс. мастерских.

Но за пару лет до этого независимые эксперты подсчитали, что в Китае всего около 100 мейкерспейсов. Остальные площадки формально существуют, но больше напоминают офисы или коворкинги, в которых нет ни нужного оборудования, ни доступа к экспертами.

В 2015 году количество мейкерспейсов в Китае выросло почти в 70 раз
В 2015 году количество мейкерспейсов в Китае выросло почти в 70 раз

Почему так получилось? Мейкер-движение пришло в Китай в 2010-е годы. Мастерских тогда было немного, и в основном ими управляли энтузиасты, которые увлекались электроникой.

В 2015 году премьер Госсовета КНР Ли Кэцян приехал с делегацией в один из мейкерспейсов в Шэньчжэне. От увиденного он пришел в восторг и потребовал срочно открыть как можно больше аналогичных площадок, чтобы дать толчок предпринимательству.

В тот год слово "мейкер" вошло в десятку самых популярных слов в китайском интернете. Этот термин применяли ко всему – от парикмахерских до ресторанов.

В тот же период Компартия анонсировала стратегию Made in China 2025. Ее основной посыл: "Хватит копировать, пора изобретать".

Мастерские открывали в университетах и школах, а частников обязали создавать свои мейкерспейсы на предприятиях. Многие фаундеры мечтали открыть бизнес-инкубатор, но пришлось стать мейкерспейсом, чтобы получить льготы и финансирование.

На чем зарабатывают мейкерспейсы в Пекине
На чем зарабатывают мейкерспейсы в Пекине

К 2019 пузырь понемногу начал сдуваться – часть компаний закрылась, кому-то пришлось пересмотреть бизнес-модель.

Мейкерспейсы, в принципе, не приносят большой прибыли. Основная выручка идет от продажи абонементов, но поскольку волна хайпа сошла, клиентов стало меньше. Некоторые стали предлагать услуги ремонта оборудования, а кто-то занялся консалтингом и обучением.

Для выживания китайским мастерским нужно быть заполненными на 60%, а в среднем они удерживают посещаемость на уровне 30%. Больше половины мейкерспейсов уже несет убытки.

Как пишет китайский журнал Sixth Tone, местные власти часто создают такие пузыри – поднимают чрезмерный хайп, вкладывают миллионы долларов, а проекты не оправдывают ожиданий. Так было с арендой велосипедов 5 лет назад, то же самое, по мнению специалистов, происходит с искусственным интеллектом сегодня.

Впрочем, независимым мейкерспесам, которые никогда не полагались на госфинансирование, эта история только на руку – меньше конкуренции с однодневками и больше шансов привлечь заинтересованную аудиторию.

Мейкерспейсы – это про демократизацию

Мейкерспейс, как библиотека, должен быть в каждом районе города, а доступ к нему должен быть у людей всех возрастов. Предполагается, что открытые мастерские вызовут новую волну мейкерского движения. Изобретателей-любителей станет больше, многие смогут масштабировать свой проект и построить успешный стартап. А, значит, будет рост предпринимательской активности и экономики в целом.

Коворкинг-пространство в мастерской x.factory
Коворкинг-пространство в мастерской x.factory

На практике оснащенные и доступные лаборатории пока редкость. В Шэньчжэне мастерские с качественным оборудованием обычно работают со стартапами и выступают в роли инкубаторов. Им невыгодно работать с мелкими разработчиками, которые все равно не смогут позволить себе дорогой абонемент. Например, в x.factory за месяц доступа придется отдать порядка $200 с человека.

Некоторые мейкерспейсы работают по программе обмена с учебными заведениями и предлагают скидки студентам или открывают доступ к онлайн-сервисам.

Как объясняет основатель TroubleMaker Хэнк Вернер, в мастерскую идут люди, у которых есть идеи и энтузиазм, но нет денег. Поэтому многие берут на себя задачу акселератора и пытаются помочь предпринимателям.

В Европе и США в мейкерспейсы люди часто ходят в свободное время. В Китае изготовление продуктов как хобби пока не так популярно – большинство все-таки преследует конкретные бизнес-цели или по крайней мере надеется вывести продукт на рынок. Поэтому, в том, что мейкерспейсы не делают технологии и разработку более демократичными, многие винят капитализм.

Главные мейкерспейсы в Шэньчжэне: