Экспрессионизмом называют архитектурный стиль, появившийся еще в начале прошлого века; его истоки лежат в стиле "модерн", который зародился между двадцатым и девятнадцатым столетиями. Первоначально экспрессионизм появился в двадцатых годах в северо-западной Европе (Австрия, Германия, Дания). В архитектуре экспрессионизм как стиль тесно связан с выражением внутренних идеи и чувств. Здания, построенные в этом стиле, — символы невысказанного.
Здания, созданные в этом стиле, выделяются своей образностью и выразительными формами. Архитекторы, работающие в этом стиле, часто используют сглаженные или, наоборот, чересчур заостренные формы.
Примеры экспрессионистской архитектуры
Многие выдающиеся архитекторы того времени, в том числе Вальтер Гропиус и Бруно Таут, проектировали экспрессионистские здания. К сожалению, многие сооружения никогда не строились и существуют только на бумаге. Из тех, что были построены, некоторые были временными, а другие не сохранились до настоящего времени, но вы все еще можете найти несколько ярких примеров экспрессионистской архитектуры, особенно в Европе, где экспрессионизм зарождался.
Башня Эйнштейна в Потсдаме, Германия, 1921
Башня Эйнштейна Башня Эйнштейна, спроектированная архитектором Эрихом Мендельсоном, была построена между 1919 и 1921 годами. Расположенный в Потсдаме, Германия, в научном парке, она окружена травянистой лужайкой и деревьями.
Здание солнечной обсерватории построено из кирпича, покрытого цементом. Изогнутые края и волнистые формы придают её образ вырастающего из земли ростка. Она кажется больше похожей на живое органическое творение, чем на застывшую башню из стекла и бетона. И это не случайно, потому что она была сделана, чтобы отразить теорию относительности Эйнштейна, которая изменила то, как люди думали о времени и пространстве. Башня Эйнштейна выглядит поразительно современно для здания, которому почти сто лет.
Чилихаус в Гамбурге, Германия, 1924
Вот еще одна совершенно противоположная по образу экспрессионистская структура. Читлихаус - это офисное здание и знаковое сооружение в Гамбурге, Германия. Спроектированное архитектором Фрицем Хегером, оно было построено между 1922 и 1924 годами из железобетона и кирпича. Возвышающееся сооружение яростно устремляется ввысь и кажется похожим на вытянутый нос высокого корабля.
Сравнение этих двух структур показывает сходство методов и различие получившихся в итоге образов. Каждое здание уникально. Башня Эйнштейна совсем не похожа на Чилихаус, но оба они- экспрессионистские сооружения. Нестандартные формы и острый образ помогают уйти от наскучивших зданий-коробок: плавно изогнутый и заостряющийся карниз, подчеркнутый парапетом, повторяет и усиливает контур здания.
Влиятельный архитектурный критик и историк Зигфрид Гидион в своей книге "Пространство, время и архитектура" (1941) отверг экспрессионистскую архитектуру как побочное явление в развитии функционализма. Но тем не менее в середине двадцатого века, в 50-х и 60-х годах, многие архитекторы начали проектировать в манере, напоминающей экспрессионистскую архитектуру.
Нотр-Дам дю О, Роншан, Франция, 1953
Эта капелла, произведение архитектора Ле Корбюзье сделано в основном из бетона и сравнительно невелико, окружено толстыми стенами, и выразительно своей перевернутой крышей, опирающейся на колонны, и похожей на парус, вздымающийся в ветреных потоках на вершине холма. В интерьере асимметричный свет из проемов в стенах служит для дальнейшего усиления сакральной природы пространства и усиления взаимосвязи здания с его окружением. Освещение в интерьере мягкое и косвенное, из окон прихожих и отражается от побеленных стен часовен с выступающими башнями.
Замыслы Ле Корбюзье изменили экспрессионизм и придали ему новое дыхание.
В 1953 году немецкий эмигрант Матиас Геритц опубликовал манифест" Arquitectura Emocional "(эмоциональная архитектура), в котором он заявил, что " главная функция архитектуры-эмоции. Современный мексиканский архитектор Луис Барраган принял эти идеи, которые повлияли на его работу. Он участвовал в проекте Torres de Satélite (1957-58), руководствуясь принципами Герица Arquitectura Emocional. Еще одним современным архитектором середины века, вызывающим экспрессионизм, был Ээро Сааринен. Подобная эстетика может быть найдена в более поздних зданиях, таких как терминал TWA 1962 года Ээро Сааринена в Международном аэропорту Кеннеди.
Еще одним примером экспрессионистской архитектуры семидесятых может служить Оперный театр в Сиднее, Австралия (архитектор Йорн Утцон). Только в 1970-х годах экспрессионизм в архитектуре стал переоцениваться в более позитивном свете.
Эстетика и тактильность экспрессионистской архитектуры нашли отклик в работах Энрика Мираллеса, и его здания Шотландского парламента, и архитекторов-деконструктивистов, таких как Заха Хадид и Даниэль Либескинд, а также канадского архитектора Дугласа Кардинала.