Найти тему
Роботизация

Последние этапы исследования Roomba

Оглавление

Начало исследования здесь
Третья беседа: Две недели спустя.

Третий визит состоялся примерно через две недели после распаковки. Чтобы зафиксировать динамику первоначальной адаптации, ученые изначально планировали, что участники будут вести самостоятельный журнал, используя одноразовую камеру и/или альбом. Однако из четырех домашних хозяйств был только один человек, который вел журнал использования Roomba. Другие просто забывали, как они объяснили - трудно фиксировать каждую уборку, несмотря на новизну Roomba. Ученые отказались от такого подхода и попросили людей присылать им сообщения по электронной почте, если что-то необычное произошло, включая несчастные случаи и запоминающиеся события

Участники активно отправляли свою обратную связь. Несколько из них предложили поменять названия на другое, больше похожее на кличку домашнего животного. Робот казался им слишком милым для такого "холодного" названия. Другие делились забавными ситуациями столкновения робота с их питомцами. Некоторые семьи присылали подробный фото- и видеоотчет, что сделало исследование довольно точным.

Roomba from oficial site
Roomba from oficial site

Хотя уборка не является социально неудобной темой, люди обычно не обсуждают ее, особенно с незнакомыми людьми. Поэтому исследователи дали участникам анкеты и попросили заполнить их для дальнейшего обсуждения плюсов и минусов использования Roomba.

Участники записывали от одной до четырех страниц текста, на основании которого велась беседа во время визита. Это оказалось особенно хорошим способом обсудить негативный опыт, потому что участники часто говорили о положительных качествах Roomba - возможно, об ассоциации с нами. Затем были заданы вопросы о том, как часто используется Roomba, кто его использует, как, когда и где производится уборка. Исследователи повторили эти вопросы в ходе четвертого и пятого интервью, чтобы продолжать отслеживать стабильность и изменения в использовании.

Кроме того, мы участников попросили выполнить следующие три действия для отслеживания использования Roomba: еще раз показать, где Roomba проводил уборку после предыдущего посещения, оценить восприятие Roomba по шкале Лайкерта и, наконец, проверить действия Roomba на карте активности.

Четвертое интервью: Два месяца спустя.

К четвертому визиту ученые вернулись после двух месяцев использования, так как предварительные исследования показывают, что рутинное (т.е. после эффекта новизны) взаимодействие человека и робота происходит после этого времени. Формат беседы был аналогичен третьему интервью, чтобы можно было сравнить и посмотреть, как адаптация вышла за рамки эффекта новизны. В начале интервью исследователи поинтересовались порядком работы Roomba, а также любыми особыми событиями и/или техническими трудностями. Затем участники повторили три упражнения с чертежами, шкалой Лайкерта и списком мероприятий, как и в прошлые разы.

В ходе интервью было замечено, что участникам было труднее обсуждать свой распорядок дня. Более длительный промежуток времени между собеседованиями, возможно, усугубил эту трудность, поскольку легче говорить о том, что вы сделали за две недели, чем обсуждать мероприятия, проводившиеся в течение двух месяцев. Тем не менее, участники также открыто сказали, что не очень хорошо помнят об использовании Roomba, поскольку они меньше думали о том, как они используют его ежедневно, чем в начале исследования. Например, одна хозяйка сообщила, что считает Roomba настолько естественной частью домашнего хозяйства, что она не следит за тем, как она его использует, так же как и за тем, как она использует холодильник или микроволновку. Этот опыт подчеркивает сложность документирования рутинных действий, выходящих за рамки эффекта новизны, так как они исчезают в повседневной жизни дома. По этой причине в нашем следующем интервью ученые решили использовать более генеративные виды деятельности, которые включали в себя больше, чем наблюдение и интервьюирование, такие как повторная проверка списка видов деятельности. Они обнаружили, что эти генеративные методы помогли участникам поразмыслить над деятельностью, которую трудно выразить словами.

Пятое интервью: Шесть месяцев спустя

Пятое и последнее интервью состоялось примерно через шесть месяцев после начала использования Roomba. Для сохранения последовательности с предыдущими интервью ученые начали с обычных вопросов о Roomba, а затем составили схему, рейтинги и список мероприятий. Кроме того, в последнем интервью исследователи сосредоточились на максимально подробном описании режимов работы Roomba, поэтому включили в опрос и наблюдение еще две важные задачи, выходящие за рамки обычного наблюдения.

Во-первых, важно было понять, кто является основными пользователями Roomba и как они эксплуатируют робота. Ранее исследователи испытывали трудности с выявлением семей, которые пользовались роботом, поскольку некоторые участники испытывали чувство вины за то, что не пользовались роботом и не обслуживали его. Например, в одном из домов за последние два месяца исследования Roomba использовалась всего пару раз. На вопрос почему, семья ответила, что они считают неправильным то, и что они не использовали робота чаще, чем получилось. Они говорили о том, что должны были сделать, вместо того, чтобы отвечать почему. Кроме того, домовладельцы, которые реже пользовались Roomba, как правило, сообщали о том, что они пользовались им, но не излагали свои действия подробно. Поэтому в пятом интервью людей просили рассказать об их фактическом использовании Roomba и объяснить, почему они использовали или не использовали его таким образом. На этот раз ученые снабдили участников фотографией Roomba с пустыми ящиками, где задавался вопрос, в каких случаях робот издает звук. Кроме того, участникам раздали контрольный список действий по техническому обслуживанию робота (т.е. замена батареи) и просили отметить выполненные ими действия. Оба мероприятия помогли ученым проверить уровень понимания и определить, использовали ли они Roomba. Например, большинство пользователей могли рассказать о том, как звучит старт, остановка и низкий заряд батареи, в то время как другие не знали, что Roomba производит шум. Для обеспечения достоверности этих заданий участников попросили подробно рассказать о том, что они написали или проверили.

Во-вторых, участникам нужно было наглядно сравнить преимущества Roomba с другими устройствами. В предыдущих интервью многие участники сравнивали Roomba положительно и отрицательно с другими имеющимися у них устройствами. Это позволило узнать, что люди думают о роботе-пылесосе, и сравнить его с другими бытовыми приборами. Самое главное, ученые выяснили, считают ли пользователи Roomba необходимым прибором, даже заменой пылесосу, или же это все же роскошь, приятная в использовании.

Анализ и обсуждение полученных данных