Найти в Дзене
Клуб «Советские фильмы»

Таксисты в советских фильмах

Помню, когда мы в моём детстве приезжали в Москву, то до родственников, у которых останавливались, мы всегда добирались на такси. А чтобы поехать на вокзал и отправляться восвояси, такси нужно было заказывать по телефону за несколько часов. Помните такое? И зелёный огонёчек у свободной машины тоже помню. Сейчас всё проще, прозаичнее и быстрее. И, кажется, такси утеряло свой романтический флёр и стало не каким-то особым видом общественного транспорта, а просто частью городского пространства. Я же предлагаю вспомнить таксистов из советских фильмов. Но сразу отметаю растиражированные образы из комедий Гайдая. Не потому, что считаю их плохими или недостойными, а именно потому, что они упоминаются часто. Итак, таксисты из советских фильмов.

1. «Зелёный огонёк» (1964). Милый советский фильм с милым главным героем. Это обычный парень, всегда готовый прийти на помощь, но он только начинает путь в качестве водителя такси, так что ему, конечно же, выдают чуть ли не самую старую машину автопарка. Это, впрочем, не мешает ему совершать добрые дела. Любопытно, что

главного героя по имени Сергей Кузнецов играет актёр Алексей Кузнецов. А его подругу Иру Савёлову – актриса Светлана Савёлова.
Кадр из фильма "Зелёный огонёк"
Кадр из фильма "Зелёный огонёк"

2. «Три тополя на Плющихе» (1967). Не думаю, что ошибусь, если героя Олега Ефремова назову главным таксистом советских фильмов. Ефремов, прежде авто не водивший, специально научился водить. Правда, на подготовку ушёл всего месяц, так что Татьяна Лиознова, режиссёр, не во всех эпизодах доверяла ему руль. Так что иногда, когда такси едет, машину действительно ведёт Ефремов, а иногда она просто едет на платформе. Ну и, конечно же,

взгляд Ефремова на экране – это фантастика.

Уверена, что каждой женщине хочется, чтобы на неё хоть раз так посмотрел мужчина. И чтобы такая же музыка играла, как в ленте.

Кадр из фильма "Три тополя на Плющихе"
Кадр из фильма "Три тополя на Плющихе"

3. «Ошибка резидента» (1968). Тут таксист непростой, это вообще-то законспирированный шпион Тульев, которого сыграл Георгий Жжёнов. Шпион – из бывших, его отец эмигрировал из России, где, как следует из сюжета, решительно не бедствовал, после революции. Ну а сын теперь намерен отомстить Советам. Он приехал в СССР, устроился таксистом и спокойненько работает, собирая информацию для западных спецслужб. Но что-то пошло не по плану, и Тульев свернул не на ту дорожку. Кстати,

таксистом он был вполне добросовестным и весьма любезным. Пассажиры, думаю, на него пожаловаться не могли.

Кадр из фильма "Ошибка резидента"
Кадр из фильма "Ошибка резидента"

4. «Джентльмены удачи» (1971). И здесь таксист был необычным, на самом деле возивший рецидивистов по городу шофёр был подставным милиционером. Сыграл его Олег Видов. Что сказать? По мнению Косого, одного из героев комедии, таксист был так себе: города не знал, информацией о достопримечательностях не владел, да и вообще не местности ориентировался плохо. Я читала, что

Олег Видов на съёмках без устали хохотал из-за импровизаций Савелия Крамарова,

который и играл Косого. Именно поэтому крупных планов Видова в эпизоде мало: заснять его без улыбки удавалось с трудом.

Кадр из фильма "Джентльмены удачи"
Кадр из фильма "Джентльмены удачи"

5. «Люди и манекены» (1974). Это четырёхсерийная история, которую смело можно называть бенефисом Аркадия Райкина. Он предстаёт на экране таксистом, который встречается с разными людьми, узнаёт самые разные жизненные истории, даёт советы и помогает людям, которые сели в его такси, в решении проблем. В фильме есть монологи, которые Райкин играл в театре и читал на эстраде. Поставил картину Райкин сам, а в числе соавторов были Михаил Жванецкий и Лион Измайлов.

«Люди и манекены» - последний художественный фильм Аркадия Райкина,

после он совсем мало появлялся на экране, и то лишь в спектаклях и документальном кино.

Кадр из фильма "Люди и манекены"
Кадр из фильма "Люди и манекены"

6. «Горожане» (1975). В этом фильме появился ещё один прекрасный человек-таксист, которого сыграл к тому времени уже патриарх советского кино Николай Крючков. Со всех сторон положительный герой (да и может ли Николай Крючков быть героем отрицательным?), который забоится обо всех, кроме себя. Такой типичный идеальный советский работяга в лучшем понимании этого слова.

Во второстепенных ролях – звёздный состав, начиная с уже популярных Людмилы Хитяевой и Георгия Юматова и заканчивая молодыми Леонидом Ярмольником и Игорем Скляром.
Кадр из фильма "Горожане"
Кадр из фильма "Горожане"

А какие советские фильмы про такси и таксистов назвали бы вы?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
-7