Найти тему

Международная система халифатов.

https://i.pinimg.com/564x/a9/fd/47/a9fd474c60a36b9cf2ec2071613e15fc.jpg
https://i.pinimg.com/564x/a9/fd/47/a9fd474c60a36b9cf2ec2071613e15fc.jpg

Страшный халифат 909-1171 гг. обычно считается последним из четырех халифатов, которые пришли на смену Пророку Мухаммаду. Фатимиды были первоначально берберы из Туниса, но утверждали, что они произошли от Фатимы, дочери Пророка. Они были мусульманами-шиитами, что делает их уникальными среди халифов.

В 969 году они перенесли свою столицу в Каир и оттуда правили всеми мусульманскими землями к западу от Сирии, включая западную часть Аравийского полуострова, Сицилию и всю Северную Африку. Страшный Каир продемонстрировал такую же мультикультурную смесь и интеллектуальную энергию, как и столицы других халифов.

Фатимиды основали там в 970 году мечеть Аль-Азхар, а также университет Аль-Азхар, связанный с мечетью, где студенты изучали Коран вместе с естественными науками, математикой и философией.

Университет Аль-Азхар по-прежнему является главным центром исламского образования в мире и основным источником фетв, религиозных правителей и мнений.

Тем не менее, Фатимидский халифат на самом деле не был империей, если под этим термином мы подразумеваем единое политическое образование, которое навязывает свою власть на каждой части территории, которую оно претендует контролировать. Как и другие халифаты, он едва успел закрепиться до того, как начал распадаться.

Сначала Фатимиды потеряли власть на берберской родине, где захватили власть Альморавиды и Альморады, затем Сицилия была разорвана, сначала создав собственный независимый эмират, а затем, в 1071 году, остров был оккупирован норманнами из Франции.

В конце концов, халифы на самом деле контролировали только свое сердце в долине реки Нил.

Кроме того, халифы Фатимидов становились все более зависимыми от наемников, известных как мамлюки, что означает "обладание" или "раб". Мамлюки были куплены или захвачены в детстве, часто с Кавказа или из тюркоязычных районов Центральной Азии.

Оттуда их отвезли в Каир, где вместе с другими пленниками разместили в гарнизонах, воспитывали в мусульманской вере и преподавали боевые искусства - в частности, стрельбу из лука и кавалерию. Мамлуки служили солдатами и военачальниками, а также книжниками, придворными, советниками и администраторами.

Однако, как оказалось, предоставлять рабам доступ к оружию было не очень удачной идеей. Мамлуки изгнали Фатимидов и захватили власть в Египте в 1250 году. Они продолжали править страной, как Мамлюкский султанат, до 1517 года, когда османы вторглись в страну.

Султаны мамлюкского вероисповедания руководили меритократическим режимом, который поощрял талантливых и трудолюбивых людей, а не хорошо связанных между собой, но поскольку наследство не следовало семейному принципу, борьба при дворе была интенсивной.

Некоторые правители находились у власти днями, а не годами, и никто из них не спал спокойно по ночам. Мамлюки приступили к реализации амбициозных архитектурных проектов, возводя мечети и другие общественные здания в собственном архитектурном стиле.

https://i.pinimg.com/564x/30/75/79/3075790cc3f6dcc1f39aebe56e6d2f75.jpg
https://i.pinimg.com/564x/30/75/79/3075790cc3f6dcc1f39aebe56e6d2f75.jpg

В результате была создана международная система с уникальными характеристиками - возможно, мы могли бы говорить о "халифальной международной системе".

Вместо того, чтобы быть империей, каждый халифат был больше похож на федерацию, где составные части обладали значительной степенью независимости от центра и друг от друга.

Система в целом поддерживалась институциональными, а не военными средствами - языком, административным мастерством и неизменной лояльностью к идее самого халифата. И, конечно же, она была скреплена религией.

Халифы были религиозными лидерами огромного культурного авторитета. Это относится, в частности, к халифам, таким как Фатимиды, которые несут ответственность за святые места в Мекке и Медине.

В этой международной системе время от времени возникали конфликты из-за границ и юрисдикций, но завоевательных войн не было.

Политические образования за пределами халифата иногда создают проблемы, и для их наказания отправляются военные экспедиции, однако халифы предпочитают контролировать иностранцев с помощью культурных средств.

Например Багдад направлял миссии к булгарам - народу, проживающему на Волге в современной России, - чтобы научить их исповедовать мусульманскую веру надлежащим образом. Такие правители, как булгары, отдавали дань уважения, и в результате халифаты стали осуществлять контроль над гораздо большими территориями, чем могли захватить их армии.

Два внешних вторжения временно сеяли хаос в этих мероприятиях - вторжения европейских крестоносцев и монголов. Оба они прибыли на мусульманские земли из очень далеких мест, и они не испытывали никакого уважения ни к исламской цивилизации, ни к идее халифата. Оба они также были склонны к завоеванию территорий.

Европейцы, известные арабам как Фарандж, из "Франков", впервые прибыли в Восточное Средиземноморье в последние годы одиннадцатого века и приступили к захвату Иерусалима и того, что они считали "Святой землей".

Затем они возвращались снова и снова, когда первый крестовый поход 1095-1099 годов, за которым последовали аналогичные военные кампании в 1145, 1189, 1202, 1213, 1248 и 1270 годах. Фарандж установил на территории Фатимидского халифата небольшие королевства, и они вели войну варварским путем - захват Иерусалима в 1099 году и последовавшая за этим резня мирных жителей - это лишь самый печально известный пример.

В 1291 году, с падением последнего государства крестоносцев, европейцы были окончательно разгромлены. Что касается монголов, то они захватили и разрушили Багдад в 1258 году, но только два года спустя, в битве при Айн-Джалуте, они сами потерпели поражение и их продвижение остановилось.

Хотя монголы и были избиты раньше, они всегда возвращались, чтобы отомстить. Однако после Айн Джалута этого не произошло. Это означало начало конца Монгольской империи.

Вопрос о том, почему империи восстают и падают, занимал Ибн Халдуна, 1332-1406 гг. историка и философа, работавшего сначала в Тунисе, а затем в Каире.

Он утверждал, что именно коллективный дух народа делает государство сильным. Именно этот дух заставляет такую группу, как берберы Северной Африки, работать вместе даже в самых тяжелых условиях. Однако, как только они пришли к власти и обосновались в городах, они теряют свой общинный дух.

Вместо этого все становятся более эгоистичными, и политические лидеры начинают бороться друг с другом. Работы Ибн Халдуна "Мукаддима", опубликованные в 1377 году, иногда рассматриваются как первый текст по исторической социологии.