Найти в Дзене
Усы «Моны Лизы»

Музей Прадо. Обязательно к посещению в Мадриде.

Если бы я была в Мадриде, куда бы я направилась? Странный вопрос, конечно в музей Прадо, и здесь я не претендую на оригинальность. Но, прежде чем вы решитесь посетить это здание, нужно составить план, потому что все посмотреть не получится.

Поэтому я бы хотела порекомендовать те произведения, без просмотра которых покидать музей не стоит.

1. Якопо Тинторетто – Омовение ног апостолов

Если зайти в музей с той стороны, где стоит памятник Франциску Гойе, практически в самом начале справа будет висеть полотно Якопо Тинторетто «Омовение ног апостолов». Чем примечательно полотно? Своей перспективой. Это тот потрясающий случай, когда вопрос о том, зачем художнику математика, решается сам собой. Для того, чтобы почувствовать, как меняется пространство на картине, то увеличиваясь, то сокращаясь, нужно сначала постоять справа от полотна, потом по центру, а далее переместиться влево. И каждый раз, когда вы смотрите, отметьте про себя, как от вас отдалилось здание на заднем плане картины, как ведут себя люди на полотне, и как выглядят животные. Я не стану говорить о том, что полотно шедеврально, а Тинторетто достоин своего учителя Тициана. Это подразумевается. Я просто хочу отметить, что в картине есть секрет и это запоминается.

Якопо Тинторетто : "Омовение ног апостолов"
Якопо Тинторетто : "Омовение ног апостолов"

2. Иоахим Патинир – Переправа через Стикс

На эту картину наткнулась случайно, изрядно побродив по музею, поэтому рекомендую заранее изучить план. Сама картина достаточно небольшая и вряд ли сильно примечательна. И все же, я ее рекомендую, потому что она выполнена фламандцем, а это значит, что вы разглядите каждую деталь на полотне. Интересно отметить абсурдность идеи. Когда вы смотрите на картину, вам в глаза бросается четкий посыл о выборе между раем и адом. Душа должна выбрать, либо причалить к берегу пологому, за которым скрывается ад, либо выбрать берег скалистый и труднопреодолимый, за которым ждут ангелы и рай. Казалось бы, ничего необычного, вечная дилемма, выбрать легкий путь зла или тяжелый путь добра. Вот только душу везет древнегреческий Харон через реку Стикс, который, как мы помним из уроков истории, находились подземном царстве Аида. Это случай наглядного примера, как религия поглотила мифологию, перемешалась с ней и выдала что-то среднее. Так что, если интересно посмотреть на синтез христианства с древнегреческой мифологией, настоятельно рекомендую.

Иоахим Патинир: "Переправа через Стикс"
Иоахим Патинир: "Переправа через Стикс"

3. Иероним Босх - Сад земных наслаждений

Босха в Прадо не смотрел, считай и не был. Что можно сказать про его творчество? Безумие! Однако, современники Босха так не считали, скорее, его полотна воспринимались как ребус, который можно было разгадывать часами. Между прочим, искусствоведы до сих пор не расшифровали полотна Босха до конца. В общем, каким бы безумным вам не показалась его картина, там гораздо больше смысла, чем кажется на первый взгляд. Например, в раю царит полная идиллия, при этом странных форм животные поедают друг друга. Такой ли уж рай райский? Скорее, он вызывает тревогу, ведь мы знаем, чем закончилась райская жизнь Адама и Евы. Или земные наслаждения. Люди в стеклянных пузырях, зачем? Чтобы показать хрупкость любви, которая со временем превратится в неприязнь и ненависть. Хоровод мужчин вокруг женщин в озере, а над ними птицы. Это радость и веселье земной жизни? Скорее нет, это показатель греха прелюбодеяния. Мужчина выбирает себе женщину, а птица над не символизирует какой-то земной порок. А в аду? Ноты на ягодицах человека и обилие музыкальных инструментов. Уж музыка чем не угодила? Или что, в аду играет музыка и царит веселье? Конечно нет. В то время музыка праздная, а не церковная, считалась греховной. И место ей было в аду. Когда в следующий раз заслушаетесь классической музыкой в исполнении оркестра, вспомните Босха. В общем, всматриваясь в полотна Босха так и хочется сказать, что «совы не то, чем они кажутся». Кстати, если вам вдруг кажется, что церковь не одобряла, то вы ошибаетесь. Церковь воспринимала Босха весьма положительно, что несомненно радует, иначе не видать нам Босха в современном мире.

Иероним Босх: " Сад земных наслаждений"
Иероним Босх: " Сад земных наслаждений"

4. Франциско Гойя – Сатурн, пожирающий своего сына

Для меня основной причиной посещения музея Прадо стало знакомство с творчеством Франциско Гойи. Если бы не он, не пошла бы я в музей и пожалела бы. В Прадо его много, от раннего творчества до зрелого, на любой вкус. Здесь вам и легкие полотна, и портреты королевской семьи, и герцогиня Альба в двух ипостасях - одетая и раздетая. Но это все так, баловство. В Прадо есть отдельный зал, где висят мрачные картины Гойи. Одна и самых запоминающихся - Сатурн, пожирающий своего сына. Что примечательно, сам Гойя ее никак не называл, название появилось позже. Когда ты смотришь на картину в первый раз, второй и третий, больше всего поражает не сюжет. Он как раз достаточно известен. Поражает безумие, которое читается во взгляде Сатурна. Если честно, долго на нее смотреть не получается, слишком сильное эмоциональное воздействие. Но если хочется понять степень мрачности, в котором пребывал Гойя в период творения данного полотна, можно просто один раз взглянуть на эту картину.

Франциско Гойя: "Сатурн,пожирающий своего сына"
Франциско Гойя: "Сатурн,пожирающий своего сына"

5. Веласкес – Менины

Без Менин вообще никуда. Самое важное в этой картине для меня - это вовлечение в сюжет. Когда смотришь на нее, ты уже не просто сторонний наблюдатель, ты участник. Все взоры обращены на тебя, они не позируют, они как будто изучают. И сначала ты не можешь понять, что происходит. Но если вдуматься, художник смотрит на тебя, потому что рисует полотно. Кого он рисует? Того, кто отражается в зеркале на заднем плане. А кто на заднем плане? Король и королева. Получается, что дочь королевской четы со свитой не позирует художнику, как может показаться сначала, она смотрит, как это делают ее родители. Таким образом, у нас в одной картине несколько картин: автопортрет Веласкеса, потрет короля и королевы, портрет королевской дочери со свитой и портрет придворного на заднем плане. Необычно. Интересно и многослойно.

Веласкес: Менины
Веласкес: Менины

В этой статье постаралась, как можно ближе познакомить вас с этими художниками и их картинами. Думаю мне удалось коротко но емко,и самое главное полезно для вас рассказать. Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал про прекрасное,будем просвещаться вместе.

Музеи
137 тыс интересуются