Поэзия нервничает идеями, кровоточащими эмоциями, скрепленными нежной, жесткой кожей слов.
Пол Энгл
Многие люди испытали на себе удивительную и преобразующую силу прекрасной поэмы. Однако эмпирических исследований для изучения текстурных особенностей или ментальных процессов, порождающих такое ощущение, проведено мало. В данной статье предложена вычислительную основу для анализа текстовых особенностей, которые могут вызывать ощущения поэтической красоты.
Был создан поэтический корпус, состоящий из стихотворений выдающихся профессиональных поэтов и поэтов-любителей, и сравнены стихи в двух категориях, используя различные количественные характеристики.
Хотя есть много причин, по которым одни стихи включены в престижные антологии, а другие никогда не читаются, например, известность поэта, мы предполагаем, что основная причина заключается в том, что некоторые стихи воспринимаются как более эстетически приятные, чем другие, и поэтому их выбирают редакторы.
Исходя из этого, предлагаемое сравнение должно стать первым шагом к пониманию того, как одни текстовые элементы могут вызывать больше эстетических ощущений, чем другие.
Вычислительная эстетика
Предыдущие исследования компьютерного анализа поэзии были сосредоточены на количественной оценке поэтических устройств, таких как рифма и метр, отслеживании стилистического влияния авторов или классификации стихов на основе поэзии и стиля.
Эти исследования показали, что вычислительные методы могут выявить интересные статистические свойства поэтического языка, которые позволяют лучше понимать и классифицировать великие произведения литературы.
Тем не менее, было очень мало работы с использованием компьютерных технологий для ответа на важный вопрос как поэтики, так и лингвистики: что делает одни стихи более эстетически привлекательными, чем другие?
Одной из таких попыток является "эстетическая мера", предложенная математиком Г.Д. Биркоффом, который формализовал красоту как соотношение порядка и сложности. Биркофф нашел интересные взаимосвязи между мерой и эстетическими суждениями людей о формах, звуках и стихах. Хотя эстетическая мера пользовалась определенным успехом в области изобразительного искусства, она столкнулась с проблемами семантики при применении к языку.
Эстетическая мера Биркоффа судит о красоте стихотворения исключительно по фонемическим признакам, таким как аллитерация и ассонанс, рифмы и музыкальные гласные.
Формула не отражает тонкости выбора слова или богатства смысла в поэзии. Поскольку мера Бирхоффа учитывает только фонетические особенности, она не дает полной количественной оценки эстетической ценности смысловых поэтических текстов.
Эксперты стремяться объединить вычислительную лингвистику с вычислительной эстетикой. Они вводят ряд теоретически мотивированных элементов, нацеленных как на поэтический стиль, так и на содержание, и изучаем, является ли каждая из них отличительной чертой поэзии, которую современные эксперты и критики считают прекрасной.
Во-первых, это должен быть хорошо составленный словесный объект, который чтит язык, на котором он написан.
Во-вторых, он должен сказать что-то важное о реальности, общей для всех нас, но воспринимаемой с уникальной точки зрения.
Для каждой функции в нашей модели, была предоставлена теоретическая мотивация от творческого письма и литературной критики. Затем были описаны итоги, как вычислялись значения каждого параметра с помощью инструментов вычислительной лингвистики.
Эффективные образы позволяют читателям привнести свои собственные ассоциации, чтобы понять и по-настоящему испытать новые эмоции, а искусные поэты и писатели могут подобрать конкретные сенсорные детали, вызывающие более глубокие абстракции и обобщения. Привлекательность конкретных изображений может быть обусловлена процессами, облегчающими обучение и запоминание.
Предыдущие исследования показали, что конкретные пары существительных легче запоминаются, чем абстрактные пары существительных, что позволяет предположить, что изображения могут улучшить запоминание пар слов.
Другие исследования показали, что умственные образы облегчают реляционную связь между концепциями. Кроме того были обнаружены нейронные корреляции, которые указывают на то, что конкретные существительные обрабатываются в мозгу иначе, чем абстрактные существительные.
Одной из причин, поражающих нас поэтическими образами, может быть психологическая сила образов, вызывающая богатые ассоциации, формируемые культурой и личным опытом.
Результаты и анализ
В целом, профессиональные стихи имеют значительно более высокие соотношения типа к виду, содержат меньше идеальных конечных рифм, меньше примеров аллитераций, меньше позитивных перспективных слов, меньше негативных эмоциональных слов, больше упоминаний конкретных объектов, меньше ссылок на абстрактные понятия и меньше обобщений.
Из соотношений шансов видно, что наиболее значимыми предсказателями профессиональной поэзии являются менее совершенные конечные рифмы и больше ссылок на конкретные объекты.