Найти тему
Глеб Самудин

Вычислительный анализ стиля и образов в лиричных стихах


https://pixabay.com/ru/photos/%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%B1%D0%B8%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BA%D0%B0-%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%B0%D0%B6%D0%B8-%D1%80%D1%8B%D0%BD%D0%BE%D0%BA-3205035/
https://pixabay.com/ru/photos/%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%B1%D0%B8%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BA%D0%B0-%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%B0%D0%B6%D0%B8-%D1%80%D1%8B%D0%BD%D0%BE%D0%BA-3205035/
Поэзия нервничает идеями, кровоточащими эмоциями, скрепленными нежной, жесткой кожей слов.

Пол Энгл


Многие люди испытали на себе удивительную и преобразующую силу прекрасной поэмы. Однако эмпирических исследований для изучения текстурных особенностей или ментальных процессов, порождающих такое ощущение, проведено мало. В данной статье предложена вычислительную основу для анализа текстовых особенностей, которые могут вызывать ощущения поэтической красоты.



Был создан поэтический корпус, состоящий из стихотворений выдающихся профессиональных поэтов и поэтов-любителей, и сравнены стихи в двух категориях, используя различные количественные характеристики.


Хотя есть много причин, по которым одни стихи включены в престижные антологии, а другие никогда не читаются, например, известность поэта, мы предполагаем, что основная причина заключается в том, что некоторые стихи воспринимаются как более эстетически приятные, чем другие, и поэтому их выбирают редакторы.



Исходя из этого, предлагаемое сравнение должно стать первым шагом к пониманию того, как одни текстовые элементы могут вызывать больше эстетических ощущений, чем другие.

https://pixabay.com/ru/photos/%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3-%D1%87%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BF%D0%B0%D1%80%D1%8B-%D1%87%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3-%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%B0-3669909/
https://pixabay.com/ru/photos/%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3-%D1%87%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BF%D0%B0%D1%80%D1%8B-%D1%87%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3-%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%B0-3669909/

Вычислительная эстетика



Предыдущие исследования компьютерного анализа поэзии были сосредоточены на количественной оценке поэтических устройств, таких как рифма и метр, отслеживании стилистического влияния авторов или классификации стихов на основе поэзии и стиля.

Эти исследования показали, что вычислительные методы могут выявить интересные статистические свойства поэтического языка, которые позволяют лучше понимать и классифицировать великие произведения литературы.


Тем не менее, было очень мало работы с использованием компьютерных технологий для ответа на важный вопрос как поэтики, так и лингвистики: что делает одни стихи более эстетически привлекательными, чем другие?

Одной из таких попыток является "эстетическая мера", предложенная математиком Г.Д. Биркоффом, который формализовал красоту как соотношение порядка и сложности. Биркофф нашел интересные взаимосвязи между мерой и эстетическими суждениями людей о формах, звуках и стихах. Хотя эстетическая мера пользовалась определенным успехом в области изобразительного искусства, она столкнулась с проблемами семантики при применении к языку.



Эстетическая мера Биркоффа судит о красоте стихотворения исключительно по фонемическим признакам, таким как аллитерация и ассонанс, рифмы и музыкальные гласные.


Формула не отражает тонкости выбора слова или богатства смысла в поэзии. Поскольку мера Бирхоффа учитывает только фонетические особенности, она не дает полной количественной оценки эстетической ценности смысловых поэтических текстов.

Эксперты стремяться объединить вычислительную лингвистику с вычислительной эстетикой. Они вводят ряд теоретически мотивированных элементов, нацеленных как на поэтический стиль, так и на содержание, и изучаем, является ли каждая из них отличительной чертой поэзии, которую современные эксперты и критики считают прекрасной.

Во-первых, это должен быть хорошо составленный словесный объект, который чтит язык, на котором он написан.
Во-вторых, он должен сказать что-то важное о реальности, общей для всех нас, но воспринимаемой с уникальной точки зрения.

Для каждой функции в нашей модели, была предоставлена теоретическая мотивация от творческого письма и литературной критики. Затем были описаны итоги, как вычислялись значения каждого параметра с помощью инструментов вычислительной лингвистики.



Эффективные образы позволяют читателям привнести свои собственные ассоциации, чтобы понять и по-настоящему испытать новые эмоции, а искусные поэты и писатели могут подобрать конкретные сенсорные детали, вызывающие более глубокие абстракции и обобщения. Привлекательность конкретных изображений может быть обусловлена процессами, облегчающими обучение и запоминание.

Предыдущие исследования показали, что конкретные пары существительных легче запоминаются, чем абстрактные пары существительных, что позволяет предположить, что изображения могут улучшить запоминание пар слов.

https://pixabay.com/ru/photos/%D0%B2%D0%B7%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BB%D1%8B%D0%B9-%D0%BD%D0%BE%D1%83%D1%82%D0%B1%D1%83%D0%BA-%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D1%8C%D1%8E%D1%82%D0%B5%D1%80-3052244/
https://pixabay.com/ru/photos/%D0%B2%D0%B7%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BB%D1%8B%D0%B9-%D0%BD%D0%BE%D1%83%D1%82%D0%B1%D1%83%D0%BA-%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D1%8C%D1%8E%D1%82%D0%B5%D1%80-3052244/

Другие исследования показали, что умственные образы облегчают реляционную связь между концепциями. Кроме того были обнаружены нейронные корреляции, которые указывают на то, что конкретные существительные обрабатываются в мозгу иначе, чем абстрактные существительные.


Одной из причин, поражающих нас поэтическими образами, может быть психологическая сила образов, вызывающая богатые ассоциации, формируемые культурой и личным опытом.

Результаты и анализ



В целом, профессиональные стихи имеют значительно более высокие соотношения типа к виду, содержат меньше идеальных конечных рифм, меньше примеров аллитераций, меньше позитивных перспективных слов, меньше негативных эмоциональных слов, больше упоминаний конкретных объектов, меньше ссылок на абстрактные понятия и меньше обобщений.

Из соотношений шансов видно, что наиболее значимыми предсказателями профессиональной поэзии являются менее совершенные конечные рифмы и больше ссылок на конкретные объекты.