У большинства из нас есть сильное желание играть активную роль в формировании собственной жизни. Мы вкладываем усилия и время в достижение долгосрочных целей и остаемся на пути развития, которые, как мы думаем, помогут нам достичь этих целей. Что касается тех целей, которые мы считаем важными, то мы будем бороться с вызовами и не будем отвлекаться на достижение других конкурирующих целей. Это стремление к долгосрочным целям дает нам чувство личной свободы в нашей жизни.
Психология непрерывного развития рассматривает роль человека как активного сопроизводителя собственного развития в контексте двух сильных формирующих факторов - биологического созревания личности и возрастной природы общественных институтов. В том же ключе социологи изучали, как люди влияют на свой жизненный путь в контексте общественных институтов и социальной структуры. Вместе психологические и социологические перспективы индивидуальной активности во взрослом и пожилом возрасте показывают, что люди не просто изобретают себя и свой жизненный путь, а скорее нуждаются в адаптации к своей социальной и развивающей экологии, ее возможностям и ограничениям. Таким образом, индивидуальное участие в формировании будущего человека всегда формируется и в то же время ограничивается его биологическим статусом и положением в той или иной социальной структуре.
Индивидуальная самостоятельность отражает как ограничения, так и свободу, предоставляя сырье для трансформации социальной структуры. Психологические концепции индивидуального агенства были связаны с многочисленными конструкциями, такими как цели, воспринимаемый контроль, самоэффективность, настойчивость, мастерство, автономия и саморегулирование. Каждая из этих конструкций отражает один или несколько конкретных аспектов мотивации и действий. Большинство из этих конструкций касаются ожидаемого результата действий, ценностей, связанных с действиями и их результатов, или характеристик мотивированного поведения. В контексте развития на протяжении всей жизни, индивидуальная активность - это мотивация и действия для достижения долгосрочных целей. Соответствующей областью деятельности для этого отдельного учреждения в области развития является жизненный путь с его возрастной и последовательно организованной структурой возможностей и ограничений. Именно на этом долгосрочном агентстве, встраиваемом в жизненный курс, мы сосредоточимся в этой статье.
Достижение успешного развития за счет оптимизации выбора целей
Учитывая сложность управления несколькими целевыми областями и краткосрочными и долгосрочными временными горизонтами, выбор цели инвестирования в данный момент жизни требует регулирования сверху вниз выбора целей и мотивационного участия и отказа от участия, которые основаны на временной перспективе, и возможностей и ограничений для достижения первичного контроля в нескольких областях. Хотя общество и биологическое созревание являются общими ориентирами для развития, лишь немногие люди растут в среде, где возможности для максимального усиления первичного контроля хорошо структурированы. Они не могут просто полагаться на то, что будут следовать по оптимальному пути, который максимально увеличит их потенциал для первичного контроля. В частности, когда люди пытаются достичь восходящей социальной мобильности и преодолеть препятствия на пути к более благоприятному образу жизни, они должны эффективно планировать, расставлять приоритеты и организовывать свои мотивационные, поведенческие, материальные и социальные ресурсы.
Успешные агенты в развитии на протяжении всей жизни должны применять проактивный аналитический подход к своему жизненному пути и развитию, используя специфическую эвристику для принятия решений о том, какие цели преследовать в данный момент жизненного цикла и от каких целей отделяться. При выборе целей развития существуют три широкие эвристики для оптимизации и тем самым регулируя собственное развитие на протяжении всей жизни.Чтобы наилучшим образом использовать имеющиеся возможности и ресурсы, индивидуумы должны определять и преследовать цели на пике своей достижимости. В некоторых необычных условиях люди могут решить, что им лучше всего преследовать цели в менее оптимальное время жизни, особенно если время пиковых возможностей уже прошло. Вместе с тем, достижение целей, связанных с отгулами, часто влечет за собой увеличение расходов в виде увеличения личных инвестиций, необходимых для компенсации более ограниченных возможностей. Такие обстоятельства, в свою очередь, могут ограничить достижение целей в других сферах жизни.
Последствия сосредоточения внимания на конкретной цели должны дополнять и поддерживать усилия по достижению других, смежных целей. Достижение противоречивых целей расточает ресурсы и подрывает мотивационную приверженность, в то время как взаимодополняющие цели создают синергию как в плане содействия достижению целей, так и субъективного благополучия.
Наконец, третья эвристика заключается в сохранении разнообразия целей, что позволяет людям переключаться с одной цели на другую, когда текущая цель оказывается недостижимой. Другие модели агентств по развитию также признают, что адаптация выбора целей к временной перспективе, ожиданиям контроля или имеющимся ресурсам необходима, но не определяют эвристику выбора целей, с помощью которых эта задача будет достигнута. Обратите внимание, что могут быть важные индивидуальные переменные отличия, которые облегчают или затрудняют оптимизированный выбор целей. Важно, чтобы люди знали и анализировали свой контрольный потенциал и возможности для достижения своих целей в текущей социальной экологии, включая последовательность и условную структуру подцелей. Особенно в условиях несовершенства социальных лесов индивидуальная когнитивная способность исследовать, получать и анализировать актуальную информацию о сложных и долгосрочных путях достижения важных целей будет играть адаптивную роль. Отдельные лица могут также различаться в той степени, в какой они готовы скорректировать свои цели в области развития с учетом ограничений, характерных для их социальной экологии.
Это иногда означает, что человек должен выбирать и инвестировать в подцель, которая сама по себе непривлекательна, но является необходимым шагом на пути к достижению долгосрочной цели. Такие проблемы отсроченного удовлетворения долгосрочных целей требуют умелого саморегулирования в достижении явных и добровольно действенных целей, когда это необходимо, и создания имплицитной и внутренней мотивации, позволяющей, по возможности, брать на себя ответственность.
Модель регулирования развития на этапе действия
Адаптивное регулирование целей развития требует от человека использования различных стратегий мотивации на различных этапах процесса достижения целей. Концептуальные подходы к агентству развития по-разному рассматривают феномен вовлечения целей и отказа от них.
Модель СМП была предложена в качестве широкой метатеоретической основы для концептуализации индивидуального опыта и ответов на прирост и потери в развитии на протяжении всей жизни. Отбор осуществляется по принципу сужения и предпочтения определенных областей функционирования, оптимизация относится к инвестициям ресурсов в эти выбранные области функционирования, а компенсация включает попытки приспособиться к потерям в развитии. Последние изменения в формулировках модели СМП ввели мотивационную перспективу, ориентированную на достижение долгосрочных целей максимального увеличения прибыли и минимизации потерь. Этот более современный, ориентированный на мотивацию подход СМП предполагает, что выбор выборочных и основанных на потерях целей. При изобилии ресурсов активируется выборочный отбор роста, в то время как при снижении объема ресурсов и в перспективе сокращения срока службы приоритет отдается отбору и компенсации с учетом потерь.
Введение этого понятия ресурсной зависимости квалифицирует пункт формулы, подразумеваемой в первоначальном подходе СМП о том, что выбор, оптимизация и компенсация сами по себе являются адаптивными процессами. Вместо этого, он позволяет пограничным условиям играть определенную роль в дифференцированной активации регуляторных процессов. Однако в СМП-модели не указывается, как человек может на самом деле достичь целей, основанных на оценке потерь, и не предлагаются конкретные процессы саморегулирования, связанные с выборочным отбором. Двухпроцессная модель саморазвития предполагает, что расхождения между концепциями себя и фактическими возможностями могут быть преодолены с помощью одного из двух процессов:
а) ассимиляция, когда индивидуум участвует в самоуправляемой деятельности, направленной на приведение развития личности в соответствие с его личностными и жизненными целями; b) приспособление, когда индивидуум корректирует самореферентные цели, чтобы сделать их достижимыми с учетом реальных ограничений развития. В совокупности ассимиляционные и аккомодационные процессы саморазвития позволяют человеку сохранять свою преемственность и самобытность, несмотря на серьезные проблемы, связанные с потерей развития в результате старения. Процессы ассимиляции и аккомодации рассматриваются как антагонистические, поэтому активация одного процесса тормозит другой.
Однако модель двойного процесса не определяет, как на самом деле работают аккомодационные процессы и как отдельный агент может играть активную роль в этом процессе. В среднесрочном обзоре сформулирован и введен в действие ряд четких стратегий контроля за достижением целей и отказом от их достижения. Эти стратегии контроля частично сходятся с несколькими конструкциями из других мотивационных теорий жизненного цикла и, вероятно, отражают фундаментальные мотивационные средства для достижения целей и успешного развития. Следует отметить, что МТД рассматривает стратегии управления не как адаптивные как таковые, а скорее как адаптивные только в той мере, в какой они служат достижению соответствующих целей.