Согласно Центробанку, по данным на 01.09.2019, почти 54% занятого населения России имеет непогашенный кредит. В связи с этим в последнее время всё чаще в компаниях возникает ситуация, когда сотрудник обращается к работодателю с просьбой ежемесячно удерживать из его зарплаты определённую сумму на погашение того или иного кредита. Проблема в том, что подобный момент никак не прописан законодательно и с юридической точки зрения является достаточно спорным.
В прошлом году Министерство труда и социальной защиты РФ рассмотрело подобную ситуацию и дало по ней соответствующие разъяснения. Они отражены в Письме Минтруда России от 23.10.2018 №14-1/ООГ-8448. В нём можно найти отсылку на ст. 137 Трудового Кодекса РФ, где перечислены возможные случаи удержания работодателем определённых сумм из заработной платы сотрудника.
К ним относятся:
- возмещение уже выданного, но не отработанного ещё аванса;
- возмещение подотчётной суммы, выданной в связи с переводом работника в другую местность или в качестве командировочных, но так и не израсходованной;
- возврат сумм, которые были начислены вследствие счётной ошибки или выплачены излишне;
- увольнение работника до окончания рабочего года, в счёт которого он уже получил отпускные в полном объёме.
Минтруд делает в Письме акцент на том, что данный список является исчерпывающим. Так как он не содержит пункта об удержании из зарплаты кредитных и любых других платежей по заявлению, оно не является законным.
Спустя год после опубликованного Письма Минтруда данная ситуация вновь привлекла к себе внимание. Однако на этот раз разъяснения были даны другим ведомством — Федеральной службой по труду и занятости. Их можно найти в Письме Роструда от 10.10.2019 № ПГ/25776-6-1. После отсылки на прошлогодний документ от Минтруда Роструд обращает внимание на то, что вычет из зарплаты кредитного платежа по заявлению сотрудника не относится к компетенции статьи 37 ТК РФ, так как является личным волеизъявлением работника распорядиться начисленной ему суммой именно так. Поэтому данный вопрос каждый работодатель может решать по собственному усмотрению.
В то же время обращаем ваше внимание на то, что информационно-разъяснительные письма и Минтруда, и Роструда не являются нормативно-правовыми актами.