Основные принципы связи между теорией привязанности и лидерством
Применение теории привязанности к изучению взаимоотношений между взрослыми вдохновило исследователей на проведение исследований в различных контекстах отношений, включая отношения лидерства и "лидер-наследник". Основной принцип, лежащий в основе связи между привязанностью взрослых и лидерством, заключается в том, что эмоциональные аспекты отношений лидер-подопечный отражают динамику привязанности, аналогичную той, которая характерна для младенцев и детей с их опекунами.
Подобное сходство основывается на эволюционных основах, когда нуждающаяся фигура является филогенетически готовой мотивационно и имеет специфические врожденные механизмы формирования эмоциональных привязанностей с более сильной и мудрой другой. В этой связи теория привязанности дала столь необходимое объяснение часто сильным эмоциональным связям между последователями и лидерами. Привязка лидера к родительской фигуре пролила свет на различные аспекты реляционной динамики.
Обзор исследований по вопросам привязанности и лидерства
Исследования в этой области показали, что большинство лидеров, как правило, придерживаются безопасного стиля привязанности и что это связано с позитивными стилями руководства, такими как трансформационное лидерство, социализированное харизматическое лидерство и лидерство, ориентированное на отношения. Безопасность лидеров также была связана с эффективностью и положительными результатами для последователей. Исследования последних семи лет были сосредоточены на более нюансированных аспектах индивидуальных различий в ориентации привязанностей лидеров и последователей и изучили работу модерирующих и посреднических аспектов.
Например, Ричардс и Хаккетт продемонстрировали, что беспокойство и избегание привязанности как последователей, так и лидеров влияет на их собственный отчет о качестве обмена лидер-членов (LMX), но не отчет их коллеги по работе. Кроме того, они подчеркнули важность стратегий регулирования эмоций, продемонстрировав, что использование повторной оценки и подавления как лидерами, так и подчиненными, испытывающими тревогу по поводу привязанности, способствовало повышению качества LMX. Аналогичным образом, Кафециос и др. обнаружили, что в организациях тревожная ориентация руководителей на привязанность связана с меньшим положительным влиянием подчиненных и их удовлетворенностью работой, демонстрируя явное влияние стиля привязанности руководителей или начальников на результаты их работы.
Вопреки предположениям авторов, более высокий уровень избегания руководства был связан скорее с лучшими, нежели с худшими результатами подчиненных. Возможности органов надзора по регулированию эмоций оказывают независимое влияние на конечные результаты и не являются посредником между привязанностью к конечным результатам. Наконец, Ронен и Микулинцер продемонстрировали, что небезопасность привязанности менеджеров и подчиненных связана с выгоранием подчиненных и неудовлетворенностью работой, а неэффективная ориентация менеджеров на заботу является опосредованной причиной возникновения таких связей.
Исследования также изучали стиль привязанности последователей к лидерам, их предпочтения и восприятие. Установили, что обеспеченные люди предпочитают социализированных харизматических лидеров , а избегающие - персонализированных харизматических лидеров. В ходе исследовательского лабораторного исследования Hansbrough обнаружил, что люди с высоким уровнем тревоги по поводу привязанности к организму воспринимаемые элементы трансформационного лидерства, даже несмотря на то, что эти элементы объективно отсутствовали.
Совсем недавно в кросс-культурном исследовании, включающем образцы из США и Китая, Ву и Паркер непосредственно исследовали универсальную динамику привязанности отношений лидер - последователь. Они продемонстрировали, что надежная поддержка в форме доступности, поощрения и невмешательства в работу руководителей положительно связана с активным поведением сотрудников, таким как приложения усилий и выдвижение новых идей по улучшению рабочих процедур. Эта связь была обусловлена широтой самоэффективности сотрудников и их автономной мотивацией, и эти положительные результаты были особенно заметны среди людей с низким уровнем надежности привязанности. В частности, среди людей, испытывающих тревогу по поводу привязанности, поддержка со стороны лидеров положительно повлияла на степень самоэффективности роли, а среди людей, избегающих привязанности, поддержка со стороны лидеров положительно сказалась на автономном поведении.
Кроме того, в недавнем обзоре подчеркивается вклад теории привязанности в область стипендий по управленческой деятельности. Это связанная, но отличная от лидерства область, которая объединяет рабочие отношения с управлением человеческими ресурсами. До настоящего времени исследования были сосредоточены на индивидуальных различиях в ориентации привязанности и аспектах их развития. Рассмотрение филогенетического аспекта, как это сделали Ву и Паркер, может дать значительную дополнительную перспективу. Достижения в теории и исследованиях в области лидерства, сфокусированные, в частности, на последователях и использовании эволюционной перспективы, подчеркивающей универсальные процессы последователей, могут дать новое и захватывающее представление о динамике привязанности лидера к последователям.
Привязанность и доверие к лидерам: эволюционная перспектива
В последние годы исследования в области лидерства сместились в значительной степени с исследования лидеров на исследование последователей. Разработаны и представлены аргументы, касающиеся понимания первичных основ последователей, то есть - эволюционной основы последователей. Главный аргумент, приводимый в этой литературе, заключается в том, что последователи опираются на филогенетическое происхождение, которое можно сравнить с "эволюционным древним программным обеспечением". В рамках этого эволюционного программного обеспечения у нас есть склонность и способность доверять "более сильным и мудрым фигурам". В частности, более сильные и мудрые фигуры могут обеспечить нам безопасность и защиту, а также знания и практические навыки безопасной и успешной навигации по жизни. Эти положения направлены на удовлетворение потребностей, которые имеют решающее значение для решения адаптационных задач. Эти аргументы обсуждаются в лидерской литературе, утверждающей, что доверие является ключевой переменной при прогнозировании выбора лидеров, а также при прогнозировании их влияния.
Забота, компетентность и доверие
В недавних работах о последователях подчеркивается, что забота и компетентность являются основными предпосылками для развития доверия к лидерам и более сильным и мудрым фигурам в целом. Проведенные в прошлом лидерские исследования неоднократно демонстрировали важность как "индивидуального подхода" со стороны лидеров, так и их заботы и поддержки в повышении доверия к последователям. Ряд исследований Тодорова и его коллег подчеркивают фундаментальный характер сигналов компетентности в отношениях с лидерами. В революционном исследовании, опубликованном в журнале Science, Тодоров и его коллеги подвергали студентов Принстонского университета воздействию мужских лиц в течение короткого периода времени, а затем просили оценить мужчин по различным признакам, одним из которых была компетентность. Лица были не случайной выборкой, а лицами политиков. Экспериментаторы сравнили результаты выборов в разных штатах с быстрым рейтингом принстонских студентов. В 70% гонок на должности сенаторов, конгрессменов и других лиц.
Губернаторы, победителями выборов стали кандидаты, чьи лица были оценены студентами как более компетентные. Рейтинги компетентности также линейно привязаны к марже победы. Рассматривая возможность того, что люди могут относиться к общей схожести, а не к компетенции, исследователи попросили участников оценить различные другие характеристики кандидатов, такие как интеллект и честность. Компетентность стала важнейшим атрибутом, предсказывающим успех выборов на руководящие должности. Эти замечательные результаты были воспроизведены в Финляндии, на выборах в региональные советы в Англии и в различных избирательных гонках в Австралии, Германии и Мексике.
Такой акцент на компетентности и способности быстро и интуитивно идентифицировать определенные сигналы, указывающие на компетентность, также появился в исследованиях с детьми. В частности, Антонакис и Дальгас попросили детей и взрослых оценить лиц, участвующих в предвыборных гонках. Взрослые оценивали компетентность лиц, и дети выбирали, кого они предпочитали бы в игре капитаном своей лодки. Эксперимент показал, что дети и взрослые испытывали влияние аналогичных сигналов при оценке дееспособности по внешнему виду лица и что эти суждения предсказывали исход выборов. Эта линия исследований указывает на врожденную чувствительность человека к сигналам, воспринимаемым как признак компетентности, и на значительную связь между такими интуитивными суждениями о компетентности и лидерстве.
Вдохновляясь этими выводами, мы утверждаем, что сигналы как заботы, так и компетентности необходимы для доверия к более сильной и мудрой фигуре, и поэтому эти качества являются основополагающими в отношениях между родителями, детьми и лидерами и последователями. Действительно, сам Боулби изначально придумал термин "сильный и мудрый" для обозначения атрибутов фигуры вложения.
Модель ухода и компетентности (СКК)
Наша предлагаемая модель ухода и компетентности (СКК) утверждает, что у нас врожденная эволюционная склонность доверять "сильным и мудрым фигурам", способным удовлетворить некоторые из наших основных адаптивных потребностей. То есть, люди обладают филогенетической чувствительностью к сигналам заботы и компетентности. Когда нуждающиеся люди чувствуют компетентность и заботу, характеризующие человека как "сильного и мудрого", они начинают доверять этому человеку. Такое доверие означает, что мы склонны обращаться к этой цифре за комфортом и защитой и чувствуем себя более защищенными и смелыми в мире. Кроме того, мы, как правило, следуем этой цифре, стараемся соответствовать его/ее требованиям и учиться у него/нее легче и быстрее, чем у других. Проявления этого механизма становятся более интенсивными и заметными во время бедствий.
В прошлом теория привязанности вдохновляла нас смотреть на лидерство с новой точки зрения. В нем были представлены перспективы и концепции, которых раньше не существовало в отношении эмоциональной основы взаимоотношений лидер-наследник и важности заботы, что позволило нам лучше понять динамику лидер-наследник. Она также указывает на первичные эволюционные основы этой динамики. Последние достижения в области подготовки кадров подтверждают актуальность эволюционной перспективы и усиливают необходимость дополнительного сосредоточения внимания на сигналах компетентности - области, которая до сих пор не получила достаточного концептуального и исследовательского внимания. Похоже, что по некоторым причинам "мотив заботы" отодвинул на второй план другие элементы. Мы полагаем, что в отсутствие заботы или компетентности не будет доверия к руководителю и, возможно, к лицу, обеспечивающему уход за ребенком, в отношениях с ним.