В Хрущёвско-Брежневском СССР уже не голодали, это, как говориться медицинский факт, свои две тысячи килокалорий советский человек того времени получал исправно. При этом, ситуация в сельском хозяйстве стремительно ухудшалась, и к началу семидесятых превратилась в театр абсурда с экономической точки зрения.
Например, розничная цена мяса в середине семидесятых годов, была в два-три раза ниже себестоимости, следовательно, рентабельность предприятий, занятых его производством, составляла минус триста процентов. Если учесть тот факт, что рост ВВП страны отставал от роста денежной массы в среднем на десять процентов, то становиться понятно, почему в большинстве городов Брежневского Союза мясо можно было купить только по талонам, а колбаса приравнивалась к предметам роскоши.
Вопрос стабильных цен при падающем производстве решался, а правильнее будет сказать загонялся вглубь, за счет зарубежных поставок продуктов питания, причём ситуация усугублялась с каждым годом. В качестве иллюстрации может служить тот факт, что СССР за десять лет (с 71-го по 81-й год) увеличил объемы закупки хлеба более чем в шесть раз (с 7-и до 45-и млн. т.), а по закупкам мяса мы в то время вышли вообще на первое место в мире.
Фактически, к началу восьмидесятых Советский Союз уже не мог себя прокормить без помощи Запада. Сложившаяся ситуация начинала угрожать национальной безопасности, надо было срочно что-то делать.
Попытка спасения утопающего была предпринята на майском пленуме ЦК КПСС 1982 года, на котором была принята продовольственная программа, - комплекс мер по преодолению кризиса в аграрном секторе. Разумеется, как это обычно бывало в позднем СССР, меры были предложены косметические, ответственность коллективная, формулировки расплывчатые.
Однако, самым забавным было то, что автором и исполнителем программы был наш будущий великий реформатор М.С. Горбачёв, член политбюро, курировавший в то время сельское хозяйство. Понятно, что когда за дело берётся Михаил Сергеевич, то результат предсказуем и ожидаем. Продовольственная программа провалилась полностью, оправдав все предсказания и ожидания.
Не понятно другое,- почему разработку мер по спасению отрасли поручили тому, кто её развалил. Загадочная советская логика, - если не справился в нормальной ситуации, значит в кризисной точно справиться. Хотя, может логика здесь не при чём, просто хорошего человека боялись обидеть, ведь никто ж не знает, как оно может повернуться, - сегодня судишь ты, завтра тебя. Так или иначе, результат был плачевный, принятые меры ни к чему не привели, и Советский Союз так и остался сидеть на продовольственном поводке у своих геополитических противников.
Развал Советского Союза, которым Михаил Сергеевич занялся чуть позже, будучи уже Генеральным Секретарём ЦК КПСС, был в значительной мере предрешён бесповоротной утерей Советским Союзом продовольственной независимости в начале семидесятых.
В свете всего вышесказанного, интересен один факт, а точнее будет сказать совпадение. У развала советского сельского хозяйства и у развала страны в целом, один и тот же автор и исполнитель. Я, конечно не исключаю, что здесь просто совпало, тем не менее, меня терзают смутные сомнения, - а не этапы ли это одного пути?
Подписывайтесь на мой канал, там много интересного:
- СССР фактически был капиталистическим государством.