Найти тему
Svetlana Astrikova "Кофе фея"

Граф Василий Комаровский. "Волшебный дар воображения".

 


Поэт, прозаик, один из блестящих представителей "Серебряного Века", "русский де Ренье", по определению Н. Гумилева, сотрудник журнала "Аполлон", автор романа "До Цусимы" и поэмы " Героические мечтания Тито Басси". (1913 - 1914 гг.) Ныне почти что  забыт.
Поэт, прозаик, один из блестящих представителей "Серебряного Века", "русский де Ренье", по определению Н. Гумилева, сотрудник журнала "Аполлон", автор романа "До Цусимы" и поэмы " Героические мечтания Тито Басси". (1913 - 1914 гг.) Ныне почти что забыт.

Начиная писать о нем, я все пыталась представить: каким же он был?
Каким же было его недолгое пребывание на Земле? О нем сохранилось очень мало свидетельств, нет документов в "Интернете", он знаком, как поэт, может быть, только дотошным историкам литературы, да и то- не всем: И представить его всего удавалось с трудом, он в моих грезах был похож на едва уловимое облачко, может быть, шутки ради, нарисованное Провидением на одной из страниц Книги Жизни. Облачко с трагическими тенями. Растаявшее по капризу все того же Провидения - вмиг, словно и не бывало никогда! А на самом деле на вид он был почти что богатырем, широкоплечим и крупным человеком.
Граф Василий Алексеевич Комаровский, поэт и прозаик, которого в начале Серебряного Века многие называли с легкой руки "мэтра" Николая Гумилева "русским Анри де Ренье*" ( *см. очерк "Анри де Ренье.") был автором одной - единственной книги стихов - " Первая пристань" (1913 г.), удивительной, изящной прозы (новеллы " Анекдоты о любви", "Разговоры в Царском Селе", "Sabinula" - единственная, дошедшая до нас прозаическая вещь Комаровского! - романа "До Цусимы"). Он был подлинным властителем своего Дара - так свободно и непринужденно владел словом, ритмом, рифмами, что это дало повод ближайшему другу, тонкому знатоку литературы, критику Дмитрию Святополк - Мирскому сказать о его творчестве после смерти поэта так ...
"Все это чистая, совершенно свободная игра, может быть, и имеющая какую - то подсознательную необходимость, но так как будто лишенная всякого "значения": Чистая свобода, то есть, творчество без "почему"..."
Стихи его называли " блистательными и ледяными" (Георгий Иванов), запоминали, твердили наизусть, просили записать. Он, улыбаясь, дарил листки. Рукописей поэтому почти не сохранилось!
Сам его облик был таким же - совершенство и блистательность. Огромные глаза, всегда немного печальные, тонкий нос с едва - заметной горбинкой, и статная, крупная фигура. Все выдавало в нем подлинного аристократа, потомка древней фамилии. Но самая характерная черта его была - тонкое, изысканное внимание к другим и язвительная насмешливость над самим собой, с какой - то едва уловимой долей печали. У него было прозвище "царскосельский отшельник". О нем, внешнем, знали крайне мало: родился в 1881 году, в семье графа Алексея Комаровского, того самого, что в дальнем родстве с Веневитиновыми и Пушкиными. Получил отменное домашнее воспитание. Гувернер - француз. Свободно владеет древнегреческим языком, читает в подлиннике Гомера. Впрочем, об этом можно было бы догадаться по первым же стихам его сборника "Первая пристань." Они написаны образцово - безупречным гекзаметром.
Размер этот древний и довольно сложен. Владение им предполагает в человеке не столько подлинное мастерство, - научиться можно всему- как истинный, ярчайший, неподдельный совершенно талант!
До сих пор в инструментовке стиха - гекзаметра, в просодической* виртуозности (просодия - слог, ритм греческого стиха) мало кто может сравниться с Василием Комаровским! Вот маленький пример:

" Видел тебя сегодня во сне, веселой и бодрой.
(Белый стоял наш дом на горе, но желтый от солнца.)
Все говорил о себе, да о том, что в тебе нераздельно.
Трое живут: ненавистна одна, к другой равнодушен.
Третья прелестна, и и эту люблю старинной любовью."
"Видение..."

Завораживающая плавность стихов - пейзажей, характерные приемы перечисления, заставляли современников Василия Комаровского, читающих и заучивающих на память его стихи, вспоминать не только Гомера, но и Анри де Ренье, кумира и властителя тогдашних поэтических умов...
Но стихи Комаровского не были простым подражанием. Скорее это была "равноправная перекличка двух поэтических голосов", то, что встречается только на " воздушных путях" и только у настоящих поэтов.
Именно Анри де Ренье и И. Анненского считал Василий Комаровский, "тихий царскосел", как он сам себя называл, своими литературными учителями.

-2

Как и Анри де Ренье, граф тоже перелагает в стихи свои "Итальянские впечатления"... Граф Комаровский побывал в Италии только с помощью воображения, но за свою короткую сложную он побывал в в Германии и Швейцарии, где принимал лечение. Поскольку он много занимался историей живописи и составлял каталоги, то, м.б. все таки и было какое то короткое путешествие в Италию, которое он постарался до мелочей запомнить и дополнить воображением...
Оно было таким сильным, его воображение, что он однажды написал Дм. Святополк - Мирскому: "Сочиняя, я несколько раз сходил с ума, и каждый раз думал, что умер: Когда умру, вероятно, подумаю, что сошел с ума!" Пророческая ирония...

Да, лишь сильнейший дар воображения позволил Василию Алексеевичу Комаровскому начать блестящую поэму - хронику из жизни средневековой Италии - " Героические мечтания Тито Басси".
Отзвук любимого им Торквато Тассо. Причем "отзвук" столь талантливый, что друзья, читавшие отрывки в рукописи, думали, что это перевод с итальянского! Комаровский лукаво посмеивался...

Серьезные критики замечали его с восторгом. Ахматова позже говорила: «Знать Комаровского – это марка».

Ахматова Анна. Рисунок Верейского.
Ахматова Анна. Рисунок Верейского.


Но творчество этого поэта, «неожиданное, растрёпанное, полное какой-то настойчивой воли и смятенного величия» (Н. Пунин), "нравилось далеко не всем. Но были люди, сумевшие оценить его причудливый дар. Особенно ощутимой была поддержка кружка Н. Гумилёва, редакции журнала «Аполлон». Именно в литературном альманахе «Аполлона» (1912) Комаровскому удалось единственный раз опубликовать свою прозу...прервал август 1914 года. Объявление о первой мировой войне впечатлительный и легкоранимый Комаровский воспринял так трагически, что не смог оправиться от депрессии и через несколько месяцев, осенью 1914 года скончался в припадке безумия.
Врачи называли быстро развившуюся болезнь "наследственным фактом" и недоуменно разводили руками. На письменном столе друзья нашли несколько фрагментов рукописи неоконченной поэмы, засушенные листья с деревьев Царскосельского сада -любимейшего места прогулок-, и книги Анри Де Ренье: "Яшмовая трость" и "Дважды любимая". Это были настольные книги Комаровского. И творчество его, изящное, глубокое и в то же время - неуловимо - легкое- было чем - то похоже на творчество Ренье. Невидимое скрещенье " путей воздушных":Лукавая улыбка Провидения...
P.S. Ни одна из дат короткой и блестящей жизни - 33 года! - забытого Поэта мне неизвестна.
Отыскала только в одном из журналов краткое упоминание о нем.
В статье В. Крейда ("Наше наследие © 5 .1991г. "Неизвестные стихи известных поэтов") говорится, что второе издание стихов Василия Комаровского -"неоклассика по духу, блестящего мастера" вышло только 65 лет спустя после его кончины(!!), да и то не в России, а в Мюнхене...
Сначала было невыразимо грустно. Статья как бы неполна, не завершена: А потом подумалось: "А, может, это и есть путь настоящего Поэта, истинно "воздушный", неподчиненный земным критериям: строгости дат и сухих фактов?.. Так ли уж это плохо?: Как Вы считаете?
________________________________________________________________________________.
*В подготовке данной статьи мною использован материал приложения к V тому Собрания Сочинений Анри Де Ренье. С - Петербург. Изд - во "Северо -Запад" 1993 г.