Из всех серий и дисциплин спорта я был и остаюсь ярым поклонником "Королевы автоспорта" Формулы-1, но есть определенный период в гонках на выносливость, память о котором я лелею и храню. Время, когда в чемпионате в целом и в главной гонке в частности выступало по 5 сильных заводских коллективов и множество "частников" на конкурентоспособной технике. Возможно, причина в том, что я в свое время переиграл в потрясающий симулятор от Infogrames под названием 24 Heures Du Mans, моделирующий сезоны-1998-99 в гонках на выносливость. А может, дело в том, что это был расцвет автомобилей класса GT1, на основе которых были созданы дорожные версии монстров, фотографии которых гуляли по журналам и постерам. Это и McLaren F1, и Mercedes CLK-GTR, и Porsche 911 GT1, и Nissan R390 GT1...
Так или иначе, я решил собрать всю базу знаний воедино, сформировав статью, а возможно и несколько, целиком посвященную этому сезону в гонках на выносливость, акцентировав внимание на самом важном марафоне года, 24 часовой гонке на кольце Сартэ 1998 года.
Ожидания перед гонкой
В 1998 году под эгидой FIA второй сезон кряду проводился чемпионат мира FIA GT, состоявший из 10 этапов в Европе и США.
В чемпионате продолжилась гегемония потрясающего Mercedes-Benz CLK-GTR с двигателем M120 объемом 6.9 литра V12. И если год назад McLaren F1 еще мог что-то противопоставить мощи AMG, то в 1998м году Штутгардский каток учинил такой разгром всем остальным, что, казалось, победа в 24-часовом марафоне является делом техники. По иронии судьбы, именно McLaren F1 был обязан появлению этого автомобиля на гоночных трассах, так как AMG выкупил заброшенный образец для первых тестов. До 24 часов Ле Мана прошло 2 этапа FIA GT в Ошерслебене и Сильверстоуне, оба выиграли CLK-GTR. Забегая вперед, эти машины выиграли вообще все 10 этапов первенства, оставив Porsche и Panoz, а также McLaren собирать крошки с барского стола.
Но в самой главной гонке года все должно было начаться заново. И любой нюанс мог решить судьбу главных наград.
В это время на другом конце света в японском Айчи шли последние приготовления к гонке на выносливость. Европейским гоночным отделением Тойоты в Колонье, Германия, был подготовлен великолепный GT-One с двигателем V8 3.6 литра, "наддутым" двумя турбокомпрессорами Garrett, мощностью 600 л.с. Машина получилась легкой - 900 кг и быстрой - автомобиль показал наивысшую скорость на свободных заездах перед марафоном на прямой Mulsanne - 345 км/ч, чем заставил считаться с собой. В Ле-Ман было заявлено 3 экипажа под номерами 27, 28 и 29. Тойота собрала под своими знаменами таких профессионалов, как Укио Катаяма, Мартин Брандл, Эммануэль Коллар, Тьерри Бутсен, "разбавленые" японскими гонщиками.
Не дремали и баварские моторные заводы - шла подготовка новых спортпрототипов BMW V12 LM к своему первому марафону. Прототип разрабатывался при участии специалистов Williams. Авто имел под кожухом двигатель S70/3 V12 объемом 6 литров мощностью в 601 л.с.. Масса авто составила 900кг.
Тем временем наши знакомые из Штутгарта - Мерседес, и Порше, приехали на гонку каждый двумя экипажами, демонстрируя различное видение того, как они собираются одержать победу в Сартэ. В активе CLK была победа в прошлогоднем FIA GT и потрясающая скорость их автомобиля в текущем чемпионате, Porsche делали ставку на надежность и новую интерпретацию 911 GT1 для сезона-98. AMG сделали ставку на атмосферный мотор, Porsche - на турбо.
CLK-GTR оснастили 6-литровым V8 M119 против M120 V12 в серии FIA GT 1997/98. Этот мотор уже использовался командой Mercedes в конце 80х годов. Для 1998 года были проведены усовершенствования, главным из которых было увеличение рабочего объема. Двигатель выдавал стандартные 600 л.с. Авто весил более тонны и достиг 335 км/ч максимальной скорости на прямой.
В Porsche 911 GT-1 был установлен тот же 6 цилиндровый боксер 3.2 литра битурбо мощностью 536 л.с., что и в FIA GT. Весил авто 940 кг. Взамен топливный бак был чуть больше, чем у конкурентов из Toyota и BMW - 100 литров (как и у Мерседес), что явилось немаловажным моментом в ходе гонки. На прямой Mulsanne автомобиль достигал 330 км/ч.
Из-за океана прибыла заводская команда Panoz Racing, подготовив переднемоторный Esperante GTR-1 к 24-часовой гонке. Янки также выступали в FIA GT, успеха, впрочем, особого не добившись. На фоне Porsche и особенно Mercedes они смотрелись бледно, но машина получилась весьма харизматичной и громкой - звук настоящего американского V8. Могучее "сердце" Panoz - 6 литровый Ford отдачей в 600 сил, масса авто - 950 кг. Повел в бой один из экипажей сын Джека Брэбэма - Дэвид.
Десант из Страны Восходящего солнца помимо последователей господина Тойоды включал аж 4 экипажа Nissan Motorsport на потрясающе красивых R390 GT1. Впервые автомобили засветились еще в 1997 году, когда лишь один экипаж финишировал 12м. Теперь планировалось довести все машины до финиша и бороться за самые высокие результаты.
Эти машины имели в качестве силового агрегата VRH35L - 3.5-литровые V6 мощностью аж в 650 л.с., сами машины весили почти 1100 кг. Среди пилотов много знакомых имен - Эрик Кома,Андреа Монтермини, Ян Ламмерс, Агури Сузуки.
Закатывалась звезда гениального творения Гордона Марри - его McLaren F1 GTR в этой гонке использовала только частная команда Gulf Team Davidoff двумя экипажами. И хотя его 6-литровый двигатель BMW V12 все еще был достаточно мощным и надежным, конкурировать с заводскими мастодонтами по чистой скорости становилось слишком тяжело, что и привело к исчезновению этого шедевра с гоночных трасс.
В стане прототипов продолжалось извечное соперничество между Porsche, Ferrari и Courage.
Победители двух последних лет - Joest Racing получили в свое распоряжение обновленный прототип Porsche LMP-1-90 WSC-001. Получив двигатель от новой 911 GT-1-98 (3.2 l) 540 л.с. при весе в 890 кг это был быстрый и достаточно надежный прототип. Под руководством Альборето, Йоханссона и Дальма этот автомобиль был кандидатом на 3ю подряд победу. Если и не в общем зачете, то хотя бы в классе LMP1
Конкурентоспособными оказались прототипы Courage C51 с двигателями Nissan, выступавшие наряду с устаревшими C41 и C36. Courage - французская команда - эти прототипы собираются в считанных километрах от трассы, поэтому поддержка в родных стенах им гарантирована.
Выступающая с 1994 года Ferrari 333SP была уже на закате своего жизненного цикла, но проверенная временем конструкция прототипа с 4-литровым V12 от Ferrari мощностью за 640 л.с. и разгоном до 100 км/ч за 3.3 с прельстили аж 4 частные команды.
Были еще Kremer K8, построенный по образу еще Porsche 962K с силовой установкой Fiat 3.0 V6, но на высокие результаты надежд было мало.
В классе GT2 намечалось сражение между Chrysler Viper GTS-R и Porsche 911 GT2.
Viper GTS-R впервые показали еще в 1995м в Пеббл Бич, с 1996го он участвовал в соревнованиях. Настоящий долгожитель гонок на выносливость, он участвовал в них до 2005 года! В этом ему помогал знаменитый V10 объемом 8 литров мощностью 620 л.с.
Porsche тут не мог поспорить с Крайслером, имея модель в 993м кузове, которая за счет оппозитного двигателя о 6 цилиндрах развивала 465 л.с. Масса составляла 1150 кг, как и у Вайпера.
Porsche могли надеяться только на сходы соперников. В прошлогоднем Ле-Мане такой подход сработал, и 911 GT-2 объехали Chrysler по итогам гонки.
Вайпер, исходя из результатов первых этапов FIA GT 1998, еще более укрепил позиции.
Был еще единственный представитель класса LMP2 - Debora LMP296 с двигателем от BMW 3.2 литра, которая ехала медленнее даже машин GT-2. Через пару лет этот класс станет популярным, а пока это была проба пера.
Таков был состав участников перед самым главным событием 1998-го года в гонках на выносливость - 24-часовым марафоном в Ле-Мане.
Продолжение следует...
Информация и фото: http://www.racingsportscars.com/photo/Le_Mans-1998-06-07.html?sort=Name
http://www.ultimatecarpage.com
http://www.speedhunters.com