Ребенок любого возраста – личность, заслуживающая справедливости и честности.
Кроме этого достаточно часто мы – взрослые люди, говорим о несправедливости и об обиде, потому, что не услышали «прости». Только мы можем научить ребенка просить прощение, в бытовых ситуациях (если он отобрал игрушку или толкнул соседа), и одновременно учим прощать, если обидчик извинился. Только так ребенок научится сначала в своем маленьком обществе, а затем и в социуме, где ему придется строить отношения приносить свои извинения или прощать. Так наши дети общаются на равных, учатся взаимодействовать, принимают нормы и правила общества.
Крайне важно научить малыша простить и эмоционально отпустить ситуацию - признать свою неправоту, сказать «прости» и пойти дальше, также как и простить. Только взрослые способны научить, так и способны сами нарушить процесс формирования «прости-прощаю».
Или другая ситуация - на работе аврал, дикая усталость, потом магазин, еще ужин нужно приготовить, а тут еще малыш путается под ногами «мама поиграй, мама почитай». Сорвалась, ну с кем не бывает, накричала! Ни за что! Ребенок в слезы, у самой чувство вины… Ребенка на руки, объятия и поцелуи и конфета (игрушка, мультики). А почему просто не сказать: «Прости, мой родной, я виновата, поиграем позже»?
Если Вы учите его признавать свои ошибки и извиняться (нести ответственность за свой поступок), то необходимо и самим соблюдать это правило и по отношению к ребенку и в отношениях между родителями.
Наши дети в большинстве случаев «срисовывают картинку» поведения со своих родителей. Родители в прямом смысле подают пример, а не только говорят, как надо и как не надо поступать - большую часть информации дети считывают сами, путем наблюдения.
Если родители провоцируют формирование установок «так получилось» вместо «я не прав, извини», то чего же они потом хотят от своих детей?
Не думайте, что Ваш малыш (двух-трех лет) не поймет «неправильность» Ваших действий и не оценит Ваши извинения.
Для ребенка важно чтобы его уважали, уважали его интересы, чтобы он чувствовал, что слова и действия родителей не расходятся – это база для формирования уверенности, адекватной самооценки и доверия.
Кроме того, часто родители создают ситуацию, в которой авторитет (мама/папа) имеет свои (особые) правила, по которым он живет и у ребенка формируется понятие: родитель – главный, ему можно все (в том числе и не извиниться)
Поверьте, ребенок запомнит все эти «мелочи» и применит их в своей дальнейшей жизни. Часто такие дети, взрослея и достигая высокого социального статуса, считают, что те, кто «ниже» не нуждаются в извинениях, можно просто идти дальше, не отдавая себе отчет, прав ты или нет.
А если человек не умеет признавать себя неправым (приносить свои извинения), то впоследствии становится эгоистичным и упрямым, не умеющим признавать свои ошибки (а значит принимать в себе свои недостатки, принимать ответственность за свои действия и слова). Возникают трудности в осознании своих мотивов, в прогнозировании последствий своего поведения.
И главное, такой человек пронесет через всю жизнь те самые «мелкие неизвинения» которые больше всего ранили его еще в детстве и явились катализатором актуального отношения к миру и к себе.
При этом нужно соблюдать определенные правила:
- относитесь серьезно к словам, брошенным как бы невзначай за приготовлением ужина или просмотром телевизора. Невнятное «ладно, сходим», может быть Вами забыто через секунду, а для ребенка Ваше слово – имеет вес, и он будет ждать исполнения обещания;
- возьмите себе за правило давать обещание только в том случае, если Вы, действительно считаете, что выполнить его возможно;
- учите ребенка признавать свою неправоту и просить прощения (как и у взрослых, так и у сверстников).
Помните, что то, чему Вы учите ребенка, должно находить подкрепление в Вашем поведении, поэтому не забывайте извиняться перед ребенком, если не правы.