Найти тему
INNOVATiON

Инновационные модели образования

Оглавление

В качестве наглядного примера можно привести серию организованных Европейским космическим агентством (ЕКА) массовых открытых онлайн курсов ЕО (MOOК).

https://pixabay.com/ru/photos/компьютер-класс-обучение-технология-103577/
https://pixabay.com/ru/photos/компьютер-класс-обучение-технология-103577/

В первых двух МООК ЕКА (посвященных, соответственно, мониторингу климата и зондированию в оптической области), а также в курса Европейской организации спутниковой метеорологии ЕОСМ (по мониторингу океана) всего за два года было зарегистрировано более 30 000 участников.

Эти курсы в основном были посвящены прикладному применению данных, но также обеспечили элементарную подготовку на основе истории спутниковой технологии ЕО и приборов.

А также послужили основой для различных инструментов доступа к данным и визуализации, позволяющих даже начинающим обучающимся экспериментировать с реальными данными.

Первый МООК ЕКА "Мониторинг климата из космоса"

Первым полномасштабным МООК ЕКА по теме "Мониторинг климата из космоса" стал пятинедельный курс, который первоначально проводился на платформе FutureLearn и состоял в общей сложности из 30 оригинальных видеоматериалов, интерактивных тестов, практических занятий и 3-5 часов самостоятельного изучения.

В первом курсе приняли участие 9000 человек, при этом показатель участия составил более 54%, а показатель завершения курса - 22%, что выше среднего для крупных МООК по программе FutureLearn.

Более 80% участников были классифицированы как "активные учащиеся" (т.е. прошедшие несколько этапов курса), а около 30% - как "социальные учащиеся", активно участвующие в коллегиальном обучении и высказывающие замечания в Интернете.

pixabay.com/ru/photos/действий-напиток-мозговой-штурм-3382792/
pixabay.com/ru/photos/действий-напиток-мозговой-штурм-3382792/

Кроме того, курс достиг отличных результатов, получив высокую оценку за формат, качество и "многоуровневый" характер учебных материалов, а также высокий уровень "эмоциональной вовлеченности".

Значительное число новых участников этой программы проявили повышенный интерес к науке о Земле, данным об изменении климата и информации, получаемой в результате спутниковых наблюдений.

Другие страны, обладающие уже сложившимися представлениями о политической и экологической обстановке, выразили намерение включить ЕО в свою профессиональную деятельность и процесс принятия решений, а также заинтересованность в углублении своих знаний о данных и их применении.

Тяга к знаниям не зависит от возраста и ученой степени...

Было выявлено разнообразие профессиональной подготовки и опыта участников курсов, в том числе ученых по ЕО и климатологии, инженеров-спутников, инженеров-климатологов и геофизиков, дипломатов, политиков, старших руководителей, школьных учителей, учащихся (старшеклассников, аспирантов), специалистов в области СМИ, лиц, занимающихся научной коммуникацией, пенсионеров и т.д.

pixabay.com/ru/illustrations/личный-коллективные-группа-знать-3285990/
pixabay.com/ru/illustrations/личный-коллективные-группа-знать-3285990/

Это продемонстрировало потенциал МНК по обеспечению потребностей в обучении и подготовке ЕО на всех уровнях, которые можно сгруппировать следующим образом:

  1. Студенты высших учебных заведений (в том числе студенты младших курсов и исследователи в "смежных" областях).
  2. Повышение квалификации и обмен знаниями (для ученых, работающих с ЕО данными, и других специалистов, работающих с ЕО).
  3. Школьное образование (особенно в средней школе, где связь с учебной программой имеет важнейшее значение - раннее образование в области ЕО можно рассматривать как "наращивание потенциала" для приобретения навыков в ЕО).
  4. Повышение осведомленности и ориентация (для новичков).