Найти тему
26,5K подписчиков

5 главных заблуждений Рунета насчет японских мечей, доспехов и фехтования

23K прочитали

Уфф... Неблагодарное это дело - писать хоть что-нибудь про оружие и доспехи Японии. Едва начнешь, как повылазит куча едва оторвавшихся от Доты и "Танков онлайн" профессиональных самураеведов, которые тебе, неграмотному, популярно расскажут, что и то, и другое у самураев было дрянь. Доспехи кожаные или деревянные, мечи фанерные, лошади игрушечные, одно харакири - настоящее...))

Уфф... Неблагодарное это дело - писать хоть что-нибудь про оружие и доспехи Японии.

Эти заблуждения чрезвычайно характерны для русскоязычной сферы Интернета. Я их отношу к негативным мифам. Есть еще позитивные - все то же самое, но со знаком наоборот. Доспехи суперпрочные, мечи сталь рубят, самураи настолько быстры, что могут пули катанами отбивать, ну и так далее. Но позитивные в основном характерны для Запада, где усилиями Голливуда долгие годы поддерживается катаномания.

На самом деле истина, как ей и положено, находится посередине. Японское военное дело и японское оружие - конечно, не самое лучшее, но и далеко не худшее в мире. Оно просто, так уж вышло, развивалось в изоляции, поэтому оказалось необычно... Самобытным. Странным на европейский взгляд. Японский меч, например, уже с XI века совершенно не испытывал внешнего (в первую очередь китайского) влияния, он развивался сам по себе - тогда как меч европейский непрерывно сталкивался в бою с азиатской саблей. Без взаимного влияния друг на друга европейское и азиатское оружие обойтись не могло, это и обеспечило ему такое многообразие форм, видов и размеров. Впрочем, это лирика...))

1 - в Японии нет хорошего железа

С этого обычно начинается аргументация диванных самураеведов. Нет железа, значит, не может быть ни хороших мечей, ни доспехов, и прочего металлического. Забегая в сторону - по этой логике и стальных линкоров у них тоже быть не могло. И Цусима всем привиделась...

На самом деле железа в Японии достаточно. Только оно добывается не привычным нам шахтным методом. Железная руда, испокон веков доступная японцам - это соединения, похожие не на камень, а на песок. Железистый песок. Более правильно его называть черным пескообразным магнетитом, которым он и является. По-японски - сатэцу.

Выглядит он вот так:

Магнетит, из которого делают японскую сталь
Магнетит, из которого делают японскую сталь

Благодаря изначально пескообразному состоянию магнетита его легко сепарировать от сопутствующих минералов (обычного речного песка), что позволяет получать весьма чистую руду с неплохим выходом железа. Из 8 тонн сатэцу получается около 2 тонн кэра - первичного стального сплава (железа в неравномерной смеси с углеродом).

И это железо ничем не хуже европейского.

2 - японские доспехи непрочные, ибо кожаные

Японские доспехи уже с VI века нашей эры - железные, к XI-XII веку становятся стальными. Миф о непрочности... Я даже не знаю, откуда он пошел. Вероятно, оттого, что очень мало кто видел сердцевину старинного японского доспеха.

Дело в том, что классический японский доспех V-XV веков имеет ламеллярную конструкцию. Его общее название - кодзан-до. В буквальном переводе "пластинчатая кираса" (кодзан - пластинка особого вида, до - в данном случае кираса, панцирь). Вне зависимости от подтипа доспех в обязательном порядке покрывался тканью и/или цветным лаком, иногда кожей, а сверху плотно переплетался разноцветными же шелковыми шнурами. Лаковое покрытие предохраняло сталь от коррозии (климат в Японии очень влажный), а шнуровка, изначально имея чисто утилитарную функцию соединения стальных пластинок кодзан, в конце концов стала играть еще и декоративную роль. Самураи очень любили яркие цвета. А что, в Европе таких франтов мало было? Поглядите на расфуфыренных рыцарей или ландскнехтов))

Самурай в доспехе о-ёрой - т.н. "большом доспехе". Реплика на X век
Самурай в доспехе о-ёрой - т.н. "большом доспехе". Реплика на X век

Кожаными могли быть только некоторые элементы доспеха. Например, в некоторых из них (не во всех типах доспеха) встречается что-то вроде декоративного напузника, прикрывающего пах. Оно таки кожаное. Но под декоративным "передником" - ряды стальных пластинок настоящей защиты.

Единственное, что может быть - бывали случаи, когда, например, в доспехах чередовали ряды кожаных и стальных пластин. Это делалось либо в порядке ремонта после боя, за отсутствием металлических "запчастей", либо в целях удешевления. Помните богатую перевязь Портоса? Спереди-то она у него была роскошная, но вот сзади, под плащом, просто тонкая лямочка...))

Вот здесь - то же самое. Ничто человеческое самурая не чуждо ))

Но вы никогда не отличите под слоями шнуров и лака кожаные пластинки от стальных. Попасть в них можно только случайно.

Ну и еще в бросовых доспехах для асигару - плебейской пехоты - набедренники гэссен иногда делали кожаными. Простолюдинам и так сойдет.

Главный недостаток ранних японских доспехов - крайняя непрактичность. Но уточняю, только лишь ранних. Про их недостатки будет отдельная статья ))

Толщина металла составляла примерно 1 мм. Но при этом пластинки кодзан заходили друг на друга внахлест наполовину. То есть в любом месте кирасы был двойной слой металла. Судите сами, слабы ли такие доспехи...))

Вот японские кольчуги - действительно полная дрянь. Ну так самураи их почти и не юзали.

3 - японские мечи плохие, потому что ломаются

Здесь все очень интересно. Вообще к японским мечам изначально предъявлялись несколько специфические требования - иные, пожалуй, чем к европейским. Перечтите внимательно раздел про конструкцию доспехов выше. Догадались?

Эти доспехи при ударе по ним как бы слегка пружинят. Соединения бронепластинок с большим нахлестом, переложенных тканью и кожей и прошитых шелком, дают пружинящий эффект. Они амортизируют удар (отчасти поэтому толстых поддоспешников самураи не применяли) и "гасят" его.

Поэтому боевой японский меч должен быть:

а) жестким, а не гибким, чтобы не "заигрывать" с доспехами;

б) иметь режущую геометрию клинка, т.к. главное, что можно сделать с такой броней - посечь нафиг шнуровку. Пока ее не иссечешь, чтобы доспехи свалились с хозяина - практически ничего с ним не сделаешь, разве что повезет нанести точный укол в лицо или сломать руку или ногу (там защита слабая, но об этом подробнее - в следующих материалах).

А шелковые шнуры, кстати, прочные, рубить их непросто...))

Именно поэтому самурайский меч имеет характерное сечение и характерную закалку. Он в первую очередь нацелен на жесткость, как эсток или рапира, а не на гибкость, как шашка. Шашкой бы вы полосовали самурая, пока бы ему это не надоело...))

Именно поэтому любой самурайский меч, хоть катана, хоть тати, хоть нодати, хоть что угодно, имеет характерное сечение - синоги-дзукури:

Синоги-дзукури
Синоги-дзукури

Это асимметричный шести- или пятигранник с выраженным ребром жесткости синоги. Долов на японских мечах, как правило нет (иногда бывают на кинжалах). С точки зрения правоверного японца, прорезать долы, облегчающие меч и придающие клинку слабость, есть большая глупость.

Плюс - специфическая японская закалка, тоже ориентированная на высокую твердость.

Поэтому да - японские мечи изначально задумывались как "жесткие". При сильном ударе по сплошному куску толстого закаленного металла вроде миланской кирасы они могут и сломаться. А европейский меч с большей вероятностью согнется, вот и вся разница.

Плюс не будем забывать, что всегда существовали как бросовые мечи для "пихоты", так и невероятно дорогие и столь же качественные - для высших иерархов... Бросовое оружие в эпоху войн в Японии штамповалось многотысячными партиями и считалось чуть ли не одноразовым. Главным было вооружить пехотинца хоть каким-нибудь мечишком в придачу к копью.

4 - японские "двуручные" мечи короткие и легкие, потому что японцы слабые

Японские мечи двуручные - вот единственная правда, остальное все - домыслы. Сравнительно короткой (современный неписаный стандарт - клинок в 72 см длиной) является только катана, которая появилась лишь в конце Сэнгоку Дзидай - эпохи враждующих провинций, Смутного времени японских островов. Всего-навсего в конце XV века катана появилась, братцы, а потом эволюционировала в сторону гражданского оружия. Катана по-настоящему - это "меч для платья", по своему назначению она ближе к поздней рапире или к придворной шпаге у европейцев, чем к подлинно боевому оружию.

Боевые мечи средневековой Японии были гораздо длиннее и тяжелее катаны. Так, боевые тати периодов Камакура и Намбокуте (XII - XIV века по-нашему), которые считаются самыми лучшими в японской истории (то есть еще не испорченными валовой штамповкой) имели длину до 1,5 м (клинка - 1,1-1,2 м), были в полтора раза шире и толще "современной" катаны и весили ничуть не меньше европейских полуторников, которыми вскрывали друг другу "консервы" европейские рыцари.

Японские мечи разных периодов
Японские мечи разных периодов

Кстати, что интересно: в отличие от Европы, в Японии меч считался основным оружием воина, годным в том числе и против доспехов. На Западе меч хорошим оружием против бронированных противников к XV веку считаться перестал, даже специализированный готический. Европейская военная мысль начала придумывать различные чеканы, годендаги и алебарды, которых никогда не было в Японии.

5 - японское фехтование - не фехтование вовсе, поскольку рассчитано лишь на опережающий удар

Эта мысль - вовсе уж бредовая с точки зрения любого настоящего фехтовальщика, вне зависимости от школы и направления. ЛЮБОЕ боевое фехтование рассчитано на опережающий удар! В любой фехтовальной школе, хоть немецкой, хоть испанской, хоть китайской, хоть японской ценится умение уделать оппонента одним мгновенным ударом или уколом. Это аксиома. Зачем огород городить, если можно быстро подойти, ткнуть, вытащить, стряхнуть кровь с клинка - и на этом все закончить?

Уфф... Неблагодарное это дело - писать хоть что-нибудь про оружие и доспехи Японии.-6

Поверьте, профессионал той же дестрезы или болонского меча проделает все это с вами ничуть не медленнее самурая. Заметить подшаг и укол шпагой вы вряд ли успеете.

Но речь не об этом. "Единственная ставка на опережающий удар" - очень популярное среди диванных самураеведов мнение, проистекающее единственно от неграмотности. В Японии исторически существовало очень много фехтовальных школ, каждая из которых имела свои отличия. Вот лишь неполный список:

  • Катори синто-рю;
  • Нэн-рю;
  • Кагэ-рю;
  • Синкагэ-рю;
  • Дзиген-рю, и другие.

Из вышеперечисленных только последняя, Дзиген-Рю (фирменная школа княжества Сацума) делала основную ставку на страшный удар сверху вниз - о-кэса-гири. Его примерный аналог в Европе - "Удар Гнева". Все остальные школы включали в себя как отработку скорости первого удара, так и различные фехтовальные техники, и сложные приемы, многие из которых очень схожи с европейскими. Так, например, "Удар Простака" по Фиоре де Либери - это "Выпрямляющаяся травинка" на поэтический японский манер. Всей разницы только в том, что европеец будет рубить тебя, выполняя этот прием, обратным лезвием, а японец - прямым, т.к. меч у него однолезвийный. Точно так же многие стойки японского фехтования полностью или почти полностью аналогичны европейским. Немецкий Цорнхут - это японская Ин-но камаэ, Небенхут - Ваки-но-камаэ, "Железная дверь" - Сэйган-но-камаэ, и так далее.

Японское фехтование по богатству приемов ничуть не уступает европейскому...)))