Найти в Дзене
Мнемозина

К годовщине Октября: кто виноват?

Оглавление

(В продолжение аналитического обзора журнала "Посев")

Однажды здесь восстал народ,
И, став творцом своей судьбы,
Извел под корень всех господ;
Теперь вокруг одни рабы.

С воодушевлением встречают очередную годовщину Великого Октября советские коммунисты. В эти праздничные для них дни они проведут митинги, демонстрации, не таясь, выйдут на улицы, гордо держа в руках сохраненные у сердца партбилеты. И это будет очередным доказательством их огромного вклада в демократизацию нашей жизни. Ведь чтобы человек познал счастье свободы, он должен хотя бы семьдесят лет отсидеть в тюрьме.

Жуткая смерть царской семьи сместила чашу весов Фемиды. Демократическая дооктябрьская печать писала о царе-вешателе, царе-тиране. Демократическая постсоветская - о царе-праведнике, царе-мученике, радетеле интересов русского народа. Но давайте задумаемся: разве мог радеющий за Россию царь допустить войну, голод, революцию?

Глупости, мерзости, кровавые кошмары советской системы стало естественным объяснять порочностью ТЕОРИИ. Но скажите: разве за это отдавали жизни революционеры, разве к этому призывали основоположники, разве предвидели они Гулаг? Не проще ли признать, что любую, даже самую светлую идею может превратить в ее противоположность уродливое сознание практиков?

Россия ждет, мечту лелея
о дивной новости одной:
что, наконец, нашли еврея,
который был всему виной.

Что бы ни писалось о Ленине и его соратниках, они сделали немыслимое: создали НАЦИОНАЛЬНУЮ ИДЕЮ и сплотили нацию вокруг нее. И поплатились за это.

В конце 80-х от возвеличивания Ленина, его соратников и последователей как-то резко все перешли к их охаиванию. Поэт Владимир Солоухин, прочитав один том собраний сочинений Ленина, написал целую книгу, по которой Ленин был самым отьявленным негодяем в истории. И пошло-понеслось. Теперь любой школьник знает: во всем, что было с 1917 по 1992 года, виноват Ленин.

-2

Но давайте признаем: чудовищные приказы нашли живой отклик масс.

Сталин не приказывал устраивать демонстрации под лозунгом “расстрелять бешеных собак”, он знал едва ли о десятой доли тех расстрелов, которые прокатились через Россию в 30-х. Мы как-то стыдливо умалчиваем, что большинство стукачей руководствовались не государственными интересами, а желанием решить квартирный вопрос, убрать с дороги конкурента по карьере, или свидетеля темных дел, или любовника... Террор 30-х был горячо поддержан массами - потомками тех, кто два тысячелетия назад кричал: “Распни Его!”. Разгром русской культуры был осуществлен не мифическими масонами и прочими зарубежными злопыхателями, а своими же Ванями и Манями, которые “уравнивали” таким образом всех до своего уровня, чтоб никто не заметил их ничтожества.

Боюсь, как дьявольской напасти,
Освободительских забот;
Когда рабы приходят к власти,
Они куда страшней господ.

Если нация вовремя не переболела рабовладельческим строем, она обречена болеть им в то время, когда соседи и думать о нем забыли. Пусть не осуждают меня за дилетанство специалисты-философы, но ведь в главном я прав - россиянам НРАВИТСЯ быть рабами. Это доказывает не только советский, но и постсоветский период истории.

Совсем недавно вполне реальной была ситуация, когда какая-нибудь начальница отдела в обмен на лишний отгул могла заставить подчиненную пойти домой и постирать белье. Или какой-нибудь стареющий сердцеед мог сократить способного специалиста, мать-одиночку, тут же приняв на ее место длинноногую очаровательную пустышку.

-3

Мы получили реальное избирательное право. И как мы им воспользовались? Миллионы обманутых Мавроди россиян выбрали его депутатом. Тысячи акционеров безропотно голосовали на собраниях за переизбрание директоров, при которых они месяцами не получают зарплату. Миллионы россиян сейчас ругают власть, забывая о том, что ОНИ САМИ ЭТУ ВЛАСТЬ ИЗБРАЛИ. Вот уж действительно,

Сильна Россия чудесами
И не устала их плести:
Здесь выбирают овцы сами
Себе волков себя пасти.
-4

Мы так долго кричали о бедности культуры, образования, медицины, и обвиняли в этой бедности социализм и коммунистов, что когда социализм был разрушен, а коммунисты разогнаны, мы с удивлением увидели, что перешедшие на коммерцию медицина и образование сделали нашу жизнь куда более сложной. И врачи, и педагоги, десятки лет назад бесплатно (и для самих себя тоже) лечившие и учившие нас, вдруг стали считать деньги в наших с вами карманах и выбирать, кого лечить, а кто так умрет, кого - учить, а кто и сам выучится.

И снова: кто виноват?

Теория?

Теоретики?

Высокопоставленные практики?

Или все-таки конкретные Иванов, Петров, Сидоров, у которых появилась возможность поступиться совестью - и они незамедлительно этим воспользовались?

Есть одна загадочная тема,
к нашим относящаяся душам:
чем безумней дряхлая система,
тем опасней враз ее разрушить.

Так давайте все же, сетуя на гримасы истории, не будем задавать вопрос “кто виноват?” и озираться вокруг. Подойдите к зеркалу и вглядитесь в лицо вашего самого злейшего врага. И может быть, вам удастся с ним договориться.

Вл. Ильин,1997 год

В материале использованы стихи Игоря Губермана