Многотонная бронированная машина подвластна далеко не каждому. Подобно строптивому необъезженному коню, она чувствует силу седока, превращаясь в могучего зверя. Михаил Федорович Мархеев был истинным воином, повелителем броневых машин – офицером-танкистом, прошедшим дорогами войны от Москвы до Прибалтики. Герой Советского Союза М.Ф. Мархеев в 1955-1960 гг. служил на военной кафедре ЖдМИ. В 2010 г. ему бы исполнилось девяносто лет…
Ай да парень, паренёк!
Михаил Мархеев родился 15 августа 1920 г. в улусе Босогол в семье потомственных иркутских казаков. Семилетку он закончил в 1937 г., а потом поступил в Кяхтинскую политпосветшколу. Интересный факт: вместе с М. Мархеевым Мало-Гольскую школу закончила Анастасия Григорьевна Митрошкина – будущий доктор филологических наук, профессор, основатель школы бурятской ономастики.
С раннего детства Миша Мархеев был на «ты» с оружием, быстро познал тайны охоты на дикого зверя. Пришло время, и парня из бурятской глубинки призывают в армию – направляют в Ульяновское танковое училище, где он активно занимается спортом.
Началась Великая Отечественная война. В январе 1942 г., получив лейтенантские погоны, Михаил Мархеев отправляется на фронт, участвует в битве за Москву, с октября 1942 г. по февраль 1943 г. воюет на Северо-Кавказском, а с 8 августа 1943 г. – на Воронежском фронте. Потом фронтовые пути привели его на 1-й Украинский фронт (М.Ф. Мархеев закончил войну на 1-м Прибалтийском фронте). Михаил Федорович командовал взводом тяжелых танков КВ-1С 15-го Отдельного гвардейского танкового полка прорыва 8-го гвардейского танкового корпуса (до 19 сентября 1943 г. – 2-й танковый корпус) 40-й армии.
Гвардейские танковые полки прорыва были специальными танковыми частями нового типа, которые формировались по штату № 010/267, утвержденному в октябре 1942 г. Звание «гвардейский» им присваивалось, согласно директиве Ставки ВГК, одновременно с созданием (в штат подразделения входило 214 человек личного состава и 21 тяжелый танк КВ-1С; некоторые полки комплектовались английскими тяжелыми танками «Черчилль»).
«На передке»
В составе частей Воронежского фронта гвардии старший лейтенант М. Мархеев участвует в освобождении от нацистов Сумской, Полтавской и Киевской областей Украины. Взвод тяжелых танков под его командованием в ходе тяжелых боев первым ворвался в населенный пункт Липовая Долина, станцию Венеславовка и город Лубны на Полтавщине, уничтожив при этом 2 немецких танка Pz.Kpfw. IV, 5 полевых орудий и 6 пулеметных точек с прислугой, 9 грузовиков с военным имуществом и до 50 солдат и офицеров врага. Это почти цитата из наградного листа, согласно которому гвардии старший лейтенант М. Мархеев был немного позднее представлен к званию Героя Советского Союза. Штабные фразы с сухим перечислением потерь противника. А каково было воевать ребятам из взвода Мархеева на самом деле?
Тяжелые танки КВ-1С еще в начале 1943 г. оставались кошмаром для немецких артиллеристов. В лобовой атаке поразить эти танки из большинства орудий можно было лишь почти в упор. Но танкам из-за большого веса (42,3 т) и низкой скорости (хотя индекс «С» в названии танка означал «скоростной», на самом деле прирост скорости по сравнению с КВ-1 был невелик; к тому же это было достигнуто за счет ухудшения бронезащиты) было трудно маневрировать, что вело к большим потерям.
Танки КВ не держал практически ни один мост, за исключением капитальных с каменными опорами. Механику-водителю, из-за опасности перегрева двигателя, приходилось постоянно переключать передачи с высоких на низкие. Шестерни коробки передач при этом часто крошились, надолго выводя машину из строя… В войсках не любили танки КВ, предпочитая идти в бой на быстроходных «тридцатьчетверках».
Бой в окружении
У станции Венеславовка взвод старшего лейтенанта М. Мархеева попал в окружение. Вырвавшись вперед, танкисты угодили в засаду. Трое суток они отбивали атаки немцев. Танки, лишенные топлива, превратились в неподвижные огневые точки. Командир взвода был ранен в руку и контужен, но продолжал руководить боем. Взвод прорвал кольцо окружения и вышел к своим на трофейной технике – БТРе и двух легковых машинах. В тех боях старший лейтенант М. Мархеев лично уничтожил один танк, два полевых орудия, две пулеметных точки и три грузовика противника.
Героями не рождаются
Красная Армия осенью 1943-го форсировала Днепр на подручных средствах. Один ветеран рассказывал мне, как он набил соломой гимнастерку, перетянул ее ремнем, водрузил сверху винтовку и, в чем мать родила, залез в ледяную воду. А немцы начали прицельно садить по ним из минометов, дело, ведь, посреди дня было!
Танки, конечно, другое дело. Там и хитрость применили, и артиллерия снарядов не жалела. Взвод тяжелых танков старшего лейтенанта М. Мархеева вышел на Букринский плацдарм для развития наступления первым. 12 октября 1943 г. его танк первым ворвался в Великий Букрин и удерживал его до подхода главных сил полка.
Результат, достигнутый подразделением Мархеева при форсировании Днепра, выходил не просто на уровень корпуса или армии. Его учитывали на уровне фронта! Командир 15-го Отдельного гвардейского танкового полка прорыва подполковник Туренков имел полное право представить своего подчиненного к званию Героя Советского Союза. И Афанасий Семенович этим правом воспользовался: 23 октября 1943 г. был составлен наградной лист с представлением старшего лейтенанта М.Ф. Мархеева к высшей награде СССР. Приказом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июня 1944 г. Михаилу Федоровичу Мархееву было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 3663).
Вскоре старший лейтенант М. Мархеев получил долгожданный отпуск на родину – в село Босогол. Героя встречало все село. С участием школьников, работников местных предприятий и организаций прошел неизменный в таких случаях митинг. Каждый хотел увидеть своего героического земляка, услышать его рассказ о тяжелых боях с врагом. О местном парне, вмиг ставшем легендой, старики даже сочинили песню…
Преподаватель ЖдМИ
В 1949 г., после окончания Военной академии бронетанковых войск, М.Ф. Мархеев продолжил службу в танковых частях. Однако в 1955 г. он был отозван из линейных частей «на гражданку». Именно в 1955-м Михаил Федорович становится преподавателем огневой подготовки военной кафедры Ждановского металлургического института. Подполковник М.Ф. Мархеев учил курсантов (студентов) нашего вуза точно стрелять из танкового оружия. А 23 сентября 1959 г., накануне своего ухода из ЖдМИ, он был назначен начальником штаба противовоздушной обороны института.
По воспоминаниям выпускника металлургического факультета ЖдМИ В. Кохана, который, естественно, обучался на военной кафедре, Михаил Федорович Мархеев был спокойным и очень скромным человеком. Имея большое количество наград, в том числе и боевых, он неизменно носил только Звезду Героя и гвардейский знак. Во время службы подполковника М.Ф. Мархеева в ЖдМИ курсанты нашей военной кафедры проходили стажировку на базе полевого лагеря Харьковского танкового училища (г. Чугуев).
В 1960 г. подполковник М.Ф. Мархеев покинул наш город в связи с переводом на новое место службы – военную кафедру Днепропетровского металлургического института. Согласно приказу командующего Киевского военного округа № 0354 от 30 октября 1960 г. был уволен из ЖдМИ (с 19 ноября 1960 г.).
В Москве
Полковник М.Ф. Мархеев ушел в отставку в 1975 г. с должности преподавателя военной кафедры Московского авиационного института (кафедра готовила офицеров запаса для ВВС с 1944 г.; в ее составе был создан цикл общевоенной подготовки, в котором служил М.Ф. Мархеев). Работая в Москве, Михаил Федорович не забывал свою малую родину, часто гостил в родном селе. Каждый земляк, оказавшийся в столице, обязательно оказывался у него на квартире, где гостя ждал щедрый стол и гостеприимство хозяина. Несмотря на высокие посты и звания, Михаил Федорович оставался простым, внимательным к проблемам других людей человеком.
Гвардии полковник, Герой Советского Союза М.Ф. Мархеев ушел из жизни 1 января 1994 г. и был похоронен на Митинском кладбище в Москве.
Сегодня из близких родственников М.Ф. Мархеева жив лишь его младший брат – Аркадий Федорович Мархеев. Есть и дальние родственники, проживающие в Улан-Уде, Иркутске, Качуге и, конечно, в родном селе героя.
Последняя встреча
…Зловонный дым от горящих колес «полуторки» жжет глаза, перехватывает дыхание. Где-то рядом рычит танковый двигатель, но лязга гусениц не слышно. Из-за дыма доносится перепалка двух человек, один из которых явно простужен. Начинает срываться дождь, и я перебрасываю ППШ, висящий на плече, стволом вниз от греха подальше. Порыв ветра отодвигает клубы черного дыма в сторону.
Худосочный пацан в танковом шлеме и замасленном комбезе стоит ко мне спиной и смотрит куда-то в сторону изрытого бомбами поля. Потом медленно оборачивается, и… я узнаю его. Белозубая улыбка озаряет его восточное лицо. Он машет рукой, словно зовет меня. Делаю шаг навстречу, и нас накрывает черный едкий дым. Вновь перехватывает дыхание. Я просыпаюсь…