HCI проявляет растущий интерес к художественному и культурному применению компьютерных технологий, работая с художниками для создания и изучения общественного опыта в таких местах, как галереи, театры, тематические парки и улицы города. Будем утверждать, что проекты, сочетающие постановку общественных произведений искусства с исследовательскими исследованиями HCI, представляют собой разновидность исследований в том смысле, что они привлекают реальных пользователей с новыми технологиями в реальной обстановке в сложных условиях фактического использования.
Кроме того, эти мероприятия часто продолжаются в течение длительного времени, поскольку художественные работы выезжают из одного места в другое или в рамках серии смежных мероприятий исследуют общий подход или жанр, предоставляя многочисленные возможности для изучения того, как они разрабатываются и доставляются большому числу пользователей и как они развиваются или адаптируются к различным условиям.
Однако такие проекты также отличаются от других исследований в дикой природе или от других подходов в HCI тем, что они осуществляются под руководством художника (а не пользователя или исследователя), что означает, что они происходят из творческого видения художника, а исследователи помогают реализовать видение и изучить результат производства.
Подход заключается в том, чтобы дать исторический и рефлексивный отчет о ряде чередующихся проектов, которые осуществлялись в течение более чем пятнадцати лет. Они сосредоточены на работе Лаборатории смешанной реальности в Ноттингеме и ее сотрудничестве с рядом художников, включая Теорию бласта и Брендана Уокера, о чем подробно говорится ниже, а также с другими художниками с 1996 года.
Несмотря на разнообразие своих интересов и практик, эти художники разделяют общий интерес к живым выступлениям, в значительной степени опираясь на театральные традиции в своих работах. Учитывая широкое сотрудничество HCI с художниками и, конечно же, обширный спектр искусств за пределами HCI, называют этот стиль работы перформансом.
Принимая долгосрочный исторический взгляд на то, как развивалось это конкретное направление художественного сотрудничества, мы не только можем проследить эволюцию ряда необычных проектов, оказавших влияние на HCI, но и выявить сложные взаимосвязи между художественной практикой, исследованиями на природе и более широкими теоретическими обобщениями, лежащими, по нашему мнению, в основе этого подхода.
ЗАЧЕМ ПРОВОДИТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОД РУКОВОДСТВОМ ОПЫТНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ДИКОЙ ПРИРОДЕ?
Сначала нужно задать вопрос, зачем взаимодействовать с художниками в рамках исследований в дикой природе? Как исследователи, мы предлагаем три основных мотивации. Первая связана с творчеством художников. Использование художниками новейших технологий часто является высокоинновационным и необычным, растягивая технологию непредвиденными способами, подчеркивая новые дизайнерские ценности и подходы, которые иногда противоречат мудрости, полученной в HCI (например, неоднозначность или дискомфорт, как мы обсудим позже), и открывая новые области применения.
Короче говоря, художники могут быть необычайно изобретательны и провокационны в использовании технологий. Во-вторых, публичное внедрение произведений искусства предлагает испытательный полигон для передачи новых технологий в руки пользователей в реалистичной ситуации, т.е. ситуации, в которой технологии должны работать и восприниматься в некотором смысле как профессиональный продукт - вот дикий аспект подхода, который мы обсуждали ранее.
Третья мотивация связана с важностью произведений искусства для обогащения нашей культурной жизни в обществе. Для нас искусство само по себе является важным видом использования компьютеров, и проекты должны на законных основаниях служить не только искусству, но и исследованиям.
Действительно, некоторые из проблем, обусловлены необходимостью обеспечения сбалансированности и того, и другого. Конечно, творческие работники могут также извлечь пользу из взаимодействия с исследователями, не в последнюю очередь благодаря пониманию того, как зрители воспринимают их работы, но также и благодаря знакомству с новыми концепциями и технологиями, а также исследовательским процессам.
ПРОЦЕСС ИССЛЕДОВАНИЙ ПОД РУКОВОДСТВОМ ОПЫТНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ДИКОЙ ПРИРОДЕ.
Конечно, существует долгая история интерактивного искусства, а также использования компьютеров для создания более традиционных (т.е. неинтерактивных) произведений искусства, восходящих к самым ранним компьютерным дням. Действительно, богатая история интерактивного и цифрового искусства подробно описана в многочисленных книгах и представляется такими учреждениями культуры, как Ars Electronica и ZKM.
Интерес к интерактивному искусству в компьютерном сообществе также был значительным в течение многих лет, например, к популярным направлениям искусства, которые проходят параллельно с такими конференциями, как SIGGRAPH и Multimedia.
Существует также устоявшаяся история исследований, связанных с искусством в HCI, от серии конференций Творчество и познание до конкретных дискуссий об искусстве в отношении двусмысленности, интерпретации, эстетики, устойчивости, а также роли художника-исследователя. На таком широком фоне речь идет об особой ориентации на исследования в области искусств в рамках HCI, которая связана с другими подходами, но также имеет свою отличительную особенность в природе.
Художники обычно имеют более или менее сформировавшееся в начале видение того, каким должно быть произведение искусства, и основная роль исследователей, ориентированных на технологии, заключается в том, чтобы помочь им реализовать эту идею, в идеале до момента, когда она сможет самостоятельно путешествовать с минимальной дальнейшей поддержкой. На практике процесс создания произведения искусства часто повторяется, и художники и технологи вносят свои идеи в создаваемую работу. Второй и совершенно другой вид деятельности связан с изучением произведений искусства после их размещения.
Это, как правило, происходит под руководством исследователей, которые могут использовать различные методы для документирования и анализа опыта работы с различных точек зрения. Общим среди них было использование этнографии, и в частности этнометодологии, для создания описаний того, как разворачивается работа, опираясь на наблюдения, подкрепленные интервью и, возможно, составлением.
Вывод:
Полученные в результате подробные описания могут быть сосредоточены на опыте отдельных участников по мере их участия в работе, а также на обосновании творческих работников и той деятельности, которую они делают для того, чтобы передать этот опыт. Однако могут применяться и другие подходы, в том числе гуманитарного профиля, например, документирование и описание работ в рамках перформанса и театральных исследований.