Жила в этой деревне женщина по имени Мария. Необычно сложилась у неё судьба. В 1920 году её отец Василий организовал из бедняков коммуну. Кулаки убили и Василия, и его жену Полину. В последнюю секунду отец закрыл телом 16-летнюю дочь Марию, и она чудом выжила.
Повзрослела Маша и вышла замуж за Степана, которого ещё ребёнком подобрали цыгане. Так и вырос он в цыганском таборе. Там же обучился кузнечному ремеслу. Ему и фамилию дали - Кузнецов.
У Кузнецовых родились три сына: Андрей, Сергей и Василий. Младшего назвали этим именем в честь погибшего отца Марии. Грянула война. В первые же дни Степан со старшим сыном Андреем ушли на фронт и оба пали в боях под Москвой.
В 1942-м ушёл добровольцем и средний сын Сергей. Он окончил краткосрочные курсы лётчиков и воевал под Ленинградом:
И в одном из боёв погиб. В 1943-м ушёл добровольцем и Василий, прибавив себе в документах год. И пропал. Мария изводилась от тревоги и горя. И только вера, что произошла какая-то чудовищная ошибка, и надежда, что её муж и сыновья обязательно вернутся, заставляла её жить и ждать.
Настя, невеста старшего сына, часто приходила к ней и поддерживала, как могла. В редкие свободные минуты Мария бежала на железнодорожную станцию и показывала фотографии Степана и сыновей солдатам из воинских эшелонов, которые останавливались здесь. Но никто ничего не знал о судьбе её близких.
Отгремели салюты победного мая, а убитая горем Мария всё ходила на станцию и ждала. Ждала и в тот августовский день 1945 года, который и перевернул её одинокую жизнь. Подошёл эшелон, не похожий на воинский: с зарешечёнными окнами и наглухо закрытыми дверями. Из одного вагона вышли солдаты с автоматами за спиной и направились в здание вокзала. Мария подошла поближе к вагонам и услышала стоны и женский плач.
Вдруг за оконной решёткой показалось испачканное худое лицо женщины. Она жестом подозвала Марию к окну и сунул ей сверток из грязного тряпья. «Дочка это моя, спаси её, со мной она погибнет», - сказала женщина.
Глаза её закатились под лоб, лицо исчезло: видимо, женщина потеряла сознание и упала... Прижав к груди свёрток, Мария стремглав бросилась домой. Дома, развернув его, Пришла в ужас. Это была крошечная девочка недель трух-трух от роду, настолько слабенькая, что даже плакать не могла.
В грязных тряпках Мария обнаружила серебряный медальон. Вечером к Марии пришла Настя. Услышав рассказ Марии, испугалась и спросила, знает ли Мария, какой опасности она подвергает себя. Укрывая ребёнка врага народа. Но та и знать ничего не хотела.
Сказала: «Не отдам. Только смерть сможет вырвать её из моих рук!» Настя сдалась, и ночью они придумали легенду: младенца Марии подкинули на крыльцо. Настя левой рукой, чтобы не узнали её почерк, написала записку якобы от матери подкидыша: муж погиб. А у неё ещё трое детей, которых нечем кормить.
В то время по деревням ходили приезжие женщины с малыми детьми в поисках пропитания. И случалось, детей подкидывали местным. В сельсовете, куда Мария пришла на другой день, чтобы записать девочку, ей поверили.
Девочку назвала Полиной в честь своей матери, убитой кулаками. И стала она для Марии внучкой. Настя, которая так и не вышла замуж, помогала растить девочку: нянчилась, учила грамоте. Полина училась хорошо, особенно легко давалась ей математика. Она всегда участвовала в олимпиадах и неизменно побеждала.
Мария налюбоваться не могла на внучку. И чем старше становилась Полина, тем сильнее напоминала Василия: те же голубые глаза. Те же белокурые кудрявые волосы. И всё чаще обжигала Марию мысль: «А вдруг и правда это дочка Василька?»
В десятом классе Полина и Настя. Которая в то время работала уже директором школы. Поехали на областную олимпиаду в Тюмень. Накануне поездки Мария достала из сундука заветный медальон и рассказала внучке всё, что знала о её матери. Потом надела медальон на шею Полине и сказала: «Береги его. Он принесёт тебе удачу».
Так и случилось. Полина заняла первое место. Вечером участников олимпиады пригласили на праздничный ужин. Столики обслуживали две, уже немолодые, официантки. Одна из них подошла к столику, за которым сидели Настя и Полина. И вдруг побледнела и уронила поднос с тарелками на пол.
Далее произошло невероятное. По медальону, что был на Полине, она узнала дочь! Домой, в деревню, возвращались уже втроём: Настя и Полина с мамой. В доме Марии Татьяна (так звали маму Полины). Увидев на стене портрет Василия, онемела. Она прижалась к портрету и залилась слезами.
Мария встрепенулась: 'Что ты знаешь о моём сыне? Где ты его видела? Он жив?:: Когда Татьяна немного пришла в себя, прошептала:
Это мой муж, мой Василёк, отец Полины . Мария обняла плачущую женщину и сказала:
А я чувствовала, что Полина моя внучка
Я и сельсовете записала её Полиной Васильевной. Материнское сердце не обманешь. Вечером, после ужина, когда все немножко успокоились, Татьяна рассказала следующее.