Живая письменная информация важнее для восприятия музыки, чем престиж композитора.
На вопрос о том, насколько классическая музыка нравится слушателю, помимо мелодии играют роль и другие факторы.
До сих пор было известно, что к примеру престиж композитора влияет на удовольствие от прослушивания.
Исследование, проведенное Институтом эмпирической эстетики Макса Планка, показывает, что это относится не ко всем слушателям.
А напротив, живые и содержательные тексты в программках способствуют получению наслаждения для аудитории в целом.
Прослушивание музыки часто сопровождается информацией о композициях.
На концертах и оперных представлениях распространяются брошюры, каждый хороший классический компакт-диск и пластинка продается с вкладышем, а по радио передаются композиции с комментариями диктора.
Группа исследователей изучала влияние различной информации на оценку услышанной музыки.
Ученых волновали два вопроса:
- Имеет ли влияние популярность композитора на симпатию слушателя к произведениям?
- Как стилистически разные вводные тексты влияют на оценку музыки?
Эксперименты с аудиторией.
В рамках исследования все участники слушали симфонию Йозефа Мысливечека (1737-1781).
Первая половина участников получила достоверную информацию об авторе произведения.
Другая половина, не зная кто автор, считали и утверждали, что симфония принадлежит Вольфгангу Амадею Моцарту (1756-1791).
Одна группа получила текст, в котором оживленно, частично художественным образом описана выразительная значимость симфонии.
В то время как вторая группа получила факты и формальные особенности композиций (жанр, автор, инструменты).
После прослушивания все участники оценили Sinfonias в частности по тому, насколько им понравилась музыка.
Живые тексты оказывают положительное влияние, престиж влияет на молодежь.
Результаты, недавно опубликованные в журнале "Психология музыки", подтверждают очевидное предположение, что предварительная информация оказывает длительное влияние на восприятие музыки:
«Так называемый эффект престижа играет меньшую роль, чем предполагалось ранее», объясняет Михаэла Кауфманн, музыкант Института эмпирической эстетики Макса Планка и соавтор исследования.
Исследовательская группа в составе Михаэлы Кауфманн, Тимо Фишингера и Вольфа Шлотца из Института эмпирической эстетики Макса Планка смогла оценить влияние возраста на престиж.
Разница восприятия возрастов.
Как отмечалось в предыдущих исследованиях, более молодые участники больше любили материал, когда его приписывали известному композитору Моцарту.
Но это не так со старшими слушателями, которые участвовали в предыдущих исследованиях или не участвовали вовсе.
Очевидный иммунитет пожилых участников - в основном опытных меломанов - позволяет предположить, что музыкально-стилистический опыт защищает их оценку музыки от внешнего воздействия.
Стиль, в котором был написан текст, оказывал сильное влияние на людей всех возрастов.
Участники группы, которые читали выразительный текст, любили ту же самую музыку больше, чем те, в тексте которых содержалась трезвая музыкально-аналитическая информация.
"Из предыдущих исследований известно, что степень эмоциональной стимуляции слушателя является надежным показателем удовольствия и наслаждения от восприятия искусства",
- объясняет Кауфманн.
Сделанные выводы.
Поэтому живой и творческий язык в сопроводительных текстах может способствовать интенсивному сопереживанию слушателя с музыкой.
Сухие факты и формальный текст не вызывает эмоций и особого интереса к музыке или мало известному композитору.
В итоге, чему стоит уделить внимание для прослушивания музыки и получения культурного образования, сознательное оформление сопровождающих текстов дает возможность вдохновлять слушателей всех возрастов.