Сейчас речь пойдёт о волосах на голове и чём они могут нам сообщить.
В ТаНаХе во многих местах мы видим, насколько важны волосы. Во-первых, у нас есть заповедь не портить волосы на висках, т.е. нельзя полностью сбривать их. Во-вторых, волосы играют основную роль (наряду с нечистотой мертвого тела и вином) в заповедях назирута. В-третьих, запрещено сбривать волосы на язве. Это касается отращивания волос. Заповедей, касающихся стрижки волос - тоже немало. Прокаженный после очищения должен постричься; определенные виды назирута предполагают стрижку; в заповеди, касающейся пленницы-нееврейки, её гиюр сопровождается стрижкой наголо; коэны должны быть аккуратно подстрижены - длинные волосы коэнам запрещены. Волосы Шимшона были источником его силы, а пророка Йехезкеля Вс-вышний перенёс из Бавэля в Иерусалим, держа за волосы. Это общеизвестные факты из ТаНаХа, которых немало и они известны всем.
Из Зоара и других мидрашей мы можем узнать ещё больше. Например, первым парикмахером был сам Вс-вышний, который завил волосы Хавы в косу перед тем, как привести её к Адаму. Рав Йосэф Хаим из Багдада (он же - Бен Иш Хай) в Сефер Бен Йеhойада пишет, что в тот час, когда Святой, Благословен Он, постановил, что у Хавы будут длинные волосы, постановил также, что должны быть они заплетенные в косу. Из Пиркей де-рабби Элиэзер можно предположить, что у Хавы было девять косичек.
Зоар (глава Итро, лист 70) приводит несколько знаков для волос, по которым можно понять характер человека:
- если волосы завиты в кудри и торчат кверху, т.е. не спадают вниз - это указывает на человека, поддающегося гневу, сердце которого легко поддаётся страху. Очень сложно вести с таким человеком дела и лучше удаляться от партнерства в делах с ним;
- если волосы гладкие и направлены вниз - это указывает на способности человека легко зарабатывать деньги и с ним легко вести совместные дела. Дела таких людей иногда хороши, иногда плохи. Они способны постичь высшие тайны, но в малых тайнах они не устоят (не совсем ясно, что это может значить);
- если волосы не гладкие (т.е. вьющиеся) и направлены вниз - это указывает на человека, в сердце которого нет страха, он жаждет добрых дел, но не всегда он их делает. Однако, в старости такие люди становятся Б-гобоязненными и делают добрые дела. Как правило, успешен в делах, из малого может сделать большое и к словам его прислушиваются;
- черные с сильной желтизной (не совсем ясно, что это имеется в виду - шатен, тёмно рыжие волосы, или даже черные блестящие волосы) характеризуют человека, успешного во всех делах, особенно в торговле. Такой человек получает сильное влияние от сфиры Малхут. Несмотря на то, что он успешен, его партнерам гарантирована неудача;
- просто черные волосы указывают на человека, который иногда успешен, а иногда нет. С ним хорошо иметь дело на короткое время. Успешен в изучении Торы, но сердце его жестокое и он ненавидит врагов;
- полностью лысый человек и человек с лысиной на лбу - успешен в делах и склонен к обману. Снаружи он Б-гобоязненен, но внутри не таков. Речь идёт о полностью лысом нестаром человеке. Но если человек облысел с возрастом, это означает, что есть у него потенциал изменить свои дела на противоположные;
- человек с лысиной на затылке - не обманщик, но склонен к лашон а-ра. Иногда боится греха, иногда нет;
- рыжие (и, похоже, блондины) - хорошо иметь с ними дело, в целом их характеристика совпадает с характеристикой царя Давида, который был обладателем такого цвета волос.
Как мне кажется, указанные характеристики больше связаны с йецер а-ра человека. Подтверждение этому я вижу в гиматриях - гиматрии слов "волосы" (שיער) и йецер а-ра (היצר הרע) равны. Поэтому нельзя однозначно воспринимать эти характеристики - каждый человек борется со своим злым началом и по факту может не соответствовать тому, о чем говорит его цвет волос.
Кстати, у чертей нет волос совсем. Так написано в Хесед ле-Авраам. И хотя они могут принимать любой вид, в том числе и человека с пышной шевелюрой, на ощупь они абсолютно лысые, мягкие и холодные.