Хотя Омейяды были окончательно разгромлены Аббасидами в 750 году, они обрели новую и удивительную жизнь - на Пиренейском полуострове, на самой западной границе арабского мира. Когда халифат в Дамаске был на пороге падения, ветвь семьи Омейядов бежала через Северную Африку и обосновалась в городе Кордова, в современной Испании, или в городе, который арабы называли "аль-Андалусом".
Арабское вторжение в Испанию началось еще в 711 году, когда небольшая группа захватчиков, в основном берберов, направилась из Марокко на Гибралтар или Джабаль Ṭariq, как они его называли, "гору Тарик", названную в честь своего командира.
В конце концов, все современные Испания и Португалия были оккупированы, за исключением нескольких провинций, расположенных вблизи Пиренеев на севере. В 756 году Омейяды основали в Кордове новый халифат для себя.
Их приветствовали как спасителей еврейская община, которая пострадала от преследований при вестготах, прежних правителях, а также многие простые люди, пострадавшие от высоких налогов.
Кордовский халифат 929-1031 гг. был кульминационной точкой арабского правления в Испании. Это был, прежде всего, период великого экономического процветания. Арабы связывали Европу с торговыми путями, идущими в Северную Африку, Ближний Восток и за его пределы, а также развивали такие отрасли промышленности, как текстиль, керамика, стеклотара и металлообработка.
Сельское хозяйство тоже процветала. Арабы ввели такие культуры, как рис, арбузы, бананы, баклажаны и пшеницу, и поля были орошены новыми методами, которые включали использование арбуза.
Кордова была космополитичным городом с многочисленным многонациональным населением, состоящим из испанцев, арабов, берберов, христиан и процветающей еврейской общины.
В Кордове, как и во всем арабском мире, дхимми могли править сами, пока они оставались послушными правителям и платили свои налоги. Халифы были покровителями искусства и моды, и их придворные стали придерживаться цивилизованных привычек, таких как использование дезодоранта и зубной пасты.
Кордова также была интеллектуальным центром. Великая мечеть, строительство которой было завершено в 987 году по образцу Великой мечети Дамаска, являлась не только местом отправления религиозных обрядов, но и учебным заведением с библиотекой, в которой хранилось около 400 000 книг.
Ученые, собравшиеся здесь, провели передовые исследования в области медицины, включая хирургию и фармацевтику. Они быстро отреагировали на интеллектуальные изменения, происходящие в Багдаде и других местах арабского мира.
Но этот халифат оказался слишком сложным для того, чтобы держаться вместе. Он развалился в первой половине одиннадцатого века, когда соперничество, переворот и полномасштабная гражданская война - Фитна аль-Андалуса - натравили друг на друга различные группировки.
В 1031 году халифат полностью распался, и политическая власть на Пиренейском полуострове перешла к Тайфе - небольшому, более тридцати королевствам, которые все называли себя "эмиратами" и все в разной степени находились в конфликте друг с другом.
Именно тогда христианские королевства на севере полуострова начали набирать обороты. Христианские силы захватили Толедо в 1085 году, и вскоре город закрепился как культурный и интеллектуальный центр христианской Испании.
Это не означает, что у различных христианских царств была общая цель и общая стратегия. Скорее, каждое христианское государство, как и каждое мусульманское, заботится о своих собственных интересах и ведет войны с другими королевствами совершенно независимо от религиозной принадлежности.
Таким образом, некоторые эмираты были союзниками христианских царей, а цари отдавали дань уважения эмирам, и все они нанимали рыцарей, убивающих за того, кто платил самую высокую зарплату.
За исключением отсутствия военной безопасности в период тайфы, эта конкуренция имела и положительные побочные эффекты. Короли таифы спонсировали как науку, так и искусство. Так небольшие провинциальные центры, такие как Сарагоса, Севилья и Гранада, стали самостоятельными культурными центрами.
Альморавиды были берберским племенем, кочевниками из пустынь Северной Африки, которые утвердились в качестве правителей Марокко со столицей в Марракеше. После падения Толедо они вторглись в Аль-Андалус, а год спустя, в 1086 году, они уже успешно заняли южную половину Пиренейского полуострова. Однако им так и не удалось вернуть Толедо.
В 1147 году, на пике своего могущества, Альморавиды были свергнуты и их лидер был убит соперничающей коалицией берберских племен, известной как Альморады.
Альмохады были религиозным движением и военной силой, и их правление основывалось на строгих исламских принципах: они запрещали продажу свинины и вина, а мужчинам и женщинам было запрещено смешивать в общественных местах.
Они также сжигали книги, в том числе несогласные с ними исламские трактаты, и настаивали на том, чтобы христиане и евреи обратились в ислам под страхом смерти.
К 1172 году Альмохады завоевали весь Андалус. В этих условиях многие жители предпочли бежать - христиане на север, а евреи бежали на восток, в Каир и в Фатимидский халифат, где правители были гораздо более терпимы к представителям других религий.
Однако правление Альмохада в Андалусе продолжалось недолго. В 1212 году в битве при Лас-Навас-де-Толосе христианским князьям впервые удалось создать против них единый фронт.
Кордова попала под влияние христианских захватчиков в 1236 году и в 1248 году в Севилью. С этого времени в руках мусульман оставалась только Гранада, вместе с ассоциированными с ней небольшими городами, такими как Малага. Однако мультикультурный и динамичный дух аль-Андалуса продолжал процветать и здесь в течение еще 250 лет.
Мудро, после Навас де Толоса, Гранада вступила в союз с христианским государством Кастилия. Хотя эта дружба время от времени прекращалась, эмират Гранада, как стало известно, продолжал отдавать дань уважения Кастилии в виде золота еще со времен Мали в Африке.
Сегодня наиболее заметным остатком Гранадского эмирата является Альгамбра, крепость и дворец, который служил резиденцией эмира. Он славится, прежде всего, своими дворами, фонтанами и розами.
Однако в 1492 году Гранада тоже попала в руки христиан, и последний эмир аль-Андалуса - Мухаммад XII, известный испанцам как "Буабдил", был изгнан из Испании.
Христиане, как и Алмохады до них, находились на миссии от Бога, и они управляли территориями, которые они завоевали, таким же репрессивным образом. Альгамбрский указ, изданный через три месяца после падения Гранады, заставил нехристианское население обратиться в другую веру или уехать.
В результате около 200 000 мусульман уехали в Северную Африку, в то время как равное число евреев предпочли поселиться в Османской империи на востоке. Это был конец мусульманского правления и конец культурного и интеллектуального расцвета на юге Испании.