Найти тему
Историчка

Девушка с татуировкой барана

Горный Алтай является колыбелью древней пазырыкской культуры, которая относится к эпохам позднего бронзового и раннего железного веков (VI-III в.в. до н. э.). Первые удачные раскопки датированы 1865 годом в Усть-Коксинском районе, затем было найдено еще несколько редких захоронений знатных персон пазырыкской культуры.

Данная местность – урочище Пазырык, и дала название всему культурному слою с легкой руки исследователя М.П. Грязнова. Он нашел легендарную усыпальницу племенной знати с огромным количеством артефактов В 1929 году, позволивших реконструировать многие аспекты жизни людей тех времен. Спустя 20 лет академиком В.И. Руденко был раскопан курган, в котором найдено два хорошо сохранившихся мумифицированных тела возрастом свыше 2300 лет, которые сейчас хранятся в Эрмитаже. Следующее громкое археологическое открытие датировано 1993 годом. На расстоянии 150 км от урочища в могильнике Ак-Алаха обнаружена еще одна мумия, получившая всемирную известность как «укокская принцесса».

-2

Мумия лежала на боку со слегка подтянутыми ногами. На руках у неё обнаружились многочисленные татуировки. Надеты на мумии были белая шёлковая рубашка, бордовая шерстяная юбка, войлочные носки, шуба. Также особенной является сложная причёска умершей — она сделана из шерсти, войлока и собственных волос и составляла в высоту 90 см. Вся эта одежда была изготовлена очень качественно и свидетельствует о высоком статусе погребённой. Она умерла в молодом возрасте (около 25 лет от роду) от рака молочной железы (при исследовании была обнаружена опухоль в груди и метастазы) и принадлежала к высшим слоям пазырыкского общества, о чём говорит количество захороненных с ней лошадей — 6.

-3

Другие исследователи не согласны с ее положением в обществе, и считают, что она принадлежит к средним слоям населения, а называть ее принцессой - неправильно и ненаучно.

По останкам черепа был воссоздан бюст в количестве трёх экземпляров. Один хранится в музее Новосибирска, второй был передан Обществу национального возрождения Алтая.

После находки и до 2012 года мумия хранилась в музее в Петербурге. Этот факт вызывал недовольство некоторых алтайцев. С точки зрения недовольных, «принцессу Укока» следовало вернуть на Алтай.

-4
-5

С сентября 2012 года мумия хранится в новом зале Национального музея имени Анохина (Республика Алтай), специально возведённом для хранения экспоната, в саркофаге с оборудованием для поддержания и контроля особого температурного и влажностного режима. Для экспоната построена специальная пристройка.

-6

19 августа 2014 года стало известно, что Совет старейшин Республики Алтай решил захоронить мумию. Это решение было одобрено Главой республики. Решение о захоронении было связанно с тем, что часть населения республики считает извлечение мумии из кургана причиной стихийных бедствий, которые обрушивались на Горный Алтай в последние два десятилетия (в особенности — причиной сильного наводнения и крупного града, случившихся на Алтае в конце 2014 года). В свою очередь, Эмилия Алексеевна Белекова, и. о. директора Национального республиканского музея имени А. В. Анохина, усомнилась в компетенции Совета старейшин Республики Алтай в этом вопросе, указав, что решение подобных вопросов относится к компетенции Министерства культуры РФ.

В декабре 2015 года несколько жителей Алтая обратились в Горно-Алтайский городской суд с иском о захоронении «принцессы»; ответчиком по делу стал музей, в котором хранится мумия. Однако суд отказал в удовлетворении иска. Президент духовного центра тюрков «Кин Алтай», шаман Акай Кине, который был одним из инициаторов искового заявления, подал кассационную жалобу на решение суда и пообещал, что в случае очередного отказа может пожаловаться и в международный суд.

Землетрясение 2018 года послужило новым толчком для очередной волны разговоров о необходимости срочного захоронения мумии.

-7

Самое примечательное в находке Укокской принцессы - это татуировки.

На левом плече женщины ниже основного символа в такой же "перекрученной" позе изображен баран с закинутой назад головой; у его ног - сомкнутая пасть пятнистого барса с длинным закрученным хвостом. Под барсом - фантастический зверь, изображение головы которого не сохранилось; у него когтистые лапы, длинный полосатый хвост тигра, туловище лежащего оленя, а из спины вырастает голова грифона. На запястье хорошо видна голова оленя с большими ветвистыми рогами. На второй фаланге большого пальца правой руки женщины нарисовано копытное животное с «перекрученным» туловищем. Знаки на среднем и безымянном пальцах левой руки мелкие и плохо различимые. Татуировка на руках женщины по стилю и способу нанесения идентична татуировке "вождя" из 2-го кургана. Повторяются образы животных, есть сходство в композиционном построении рисунков на руках. Обычно у пазырыкских женщин на большом пальце находилось изображение птицы, у Алтайской принцессы - фантастический зверь. Возможно здесь зашифрован какой-то смысл.