Увлечение пониманием прошлого является достаточным основанием для уделения большего внимания синтезу, для решения важных проблем современного общества необходимы знания, основанные на данных, которые может предоставить только археология. Хотя учёные используют государственные средства для сбора все большего объема данных, различные формы исследований, которые могут стимулировать новые знания о человеческом поведении, отстают. Таким образом, археологические выводы в значительной степени остаются в рамках отдельного проекта. Учёные могут более эффективно использовать эти данные и углублять свои знания о прошлом таким образом, чтобы способствовать решению современных проблем, если адаптируют новаторскую модель "Национального центра экологического анализа и синтеза" для поощрения совместных исследований с целью синтеза археологической информации.
Археологи предлагают создать "Коалицию за археологический синтез", координируемую через "Национальный центр археологического синтеза" в Соединенных Штатах. Коалиция" будет состоять из авторитетных государственных и частных организаций, которые будут обеспечивать необходимую научную, культурную, вычислительную, образовательную инфраструктуру и инфраструктуру участия общественности. Центр" будет изыскивать средства и управлять ими для поддержки как совместных аналитических, так и синтетических проектов, осуществляемых через партнеров Коалиции. Эта инновационная структура позволит дисциплине решать ключевые проблемы, стоящие перед обществом, с помощью синтетических и совместных исследований.
Текущее состояние дел.
В 1966 году Конгресс США принял Закон о национальных историко-архитектурных памятниках, чтобы гарантировать, что ценности, заложенные в исторических зданиях, археологических объектах и других важных местах прошлого, почитаются всеми американцами так, чтобы вдохновлять и мотивировать нынешнее и будущие поколения. Другие страны приняли либо новое, либо пересмотренное законодательство об охране исторических и культурных памятников. В ближайшее время будут приняты международные конвенции, включая Конвенцию 1972 г. о всемирном наследии и Европейскую конвенцию Совета Европы об охране археологического наследия (Мальтийская конвенция).
Общественный договор археологии.
Большинство этих законов и конвенций начинаются с заявлений о важности наследия для здоровой нации. Конгресс США, например, в преамбуле к Закону о национальном историческом наследии заявил следующее:
- Исторические и культурные основы нации должны быть сохранены как живая часть нашей жизни и развития, с тем чтобы дать американскому народу ощущение ориентации;
- Сохранение этого незаменимого наследия отвечает общественным интересам, с тем чтобы сохранить и обогатить для будущих поколений американцев его жизненно важное наследие в виде культурных, образовательных, эстетических, вдохновляющих, экономических и энергетических благ.
В рамках NHPA и соответствующих мандатов археологи в США провели сотни тысяч полевых исследований, зарегистрировали около миллиона археологических объектов и потратили десятки миллиардов долларов. В основе широкого государственного финансирования как управления наследием, так и научных исследований лежит соглашение между археологией и общественностью.
Двумя элементами этого договора являются:
- Тщательно документировать те компоненты археологических раскопок, которые мы исследуем;
- Делиться знаниями, полученными таким образом, чтобы они приносили пользу обществу.
Археологам удается достичь успеха в реализации первого из этих элементов. Нельзя оглядываться назад за последние 50 лет и не впечатляться успехами тех, кто посвятил свою профессиональную карьеру управлению культурными ресурсами (УКР). Тем не менее сегодня, как и в прошлом, мы сталкиваемся с постоянными проблемами в поддержании прочной нормативно-правовой базы. Наилучшей защитой для защиты значительных археологических ресурсов являются просветительская и образовательная работа с общественностью, которая уже давно рассматривается как важнейшая основа сохранения исторических памятников.
Однако, несмотря на многочисленные и важные усилия по информированию и просвещению общественности, немногие утверждают, что археологи добились таких же успехов в предоставлении общественности благ от наших исследований настолько тщательно и эффективно, насколько должны. Конечно, предоставление такой выгоды предполагает, что учёные знают ответы на два основных вопроса:
- Чего хочет публика от археологии?
- И что археология может предложить публике?
Отвечая на эти вопросы, учёные признают, что унитарного "общественного" нет. Тем не менее, учёные полагают, что значительная часть общества хочет от нас именно того, что Пэт ти Джо Ватсон (персональное общение) однажды описала как реальную историю прошлого. Речь идет не просто о каком-либо нормативе прошлого, а о строгом, основанном на очевидных фактах изложении прошлого. Учёные подозревают, что большинство археологов согласятся с тем, что археология способна предоставить такие истории, и что это является одной из главных обязанностей дисциплины.
Но как насчет второго вопроса — что археология может предложить публике? Археологи признали, что существует много способов ответить на этот вопрос. Археология предлагает способ пролить свет на жизнь, трудности и сильные стороны лишенных гражданских прав лиц, групп и сообществ. Одним из таких примеров является археология рабства и пленников. Для многих это может помочь ответить на вопросы о том, кто они и откуда пришли, включая исследования в области миграции и диаспоры. А для других, речь идет об охране общего наследия.
Археология может предложить перспективные, действительно возможные решения многих проблем, стоящих сегодня перед обществом. Учёные, как и многие другие археологи, утверждают, что долгосрочная перспектива археологии открывает возможности для получения знаний о человеческом обществе, которые необходимы для решения современных проблем, таких как изменение окружающей среды; катастрофические человеческие и природные бедствия; и перенаселенность. Именно эта цель — дать актуальное представление о современных проблемах — привлекла внимание таких организаций, как IHOPE, Археологический центр Кроуньон, Центр археологии и общества при Университете штата Аризона и других.
Решение вопросов социальной справедливости, социальной идентичности, адаптации человека, миграции, войны, урбанизма и т.д. требует, чтобы учёные как производили соответствующие знания, так и активно работали над тем, чтобы они служили основой государственной политики. Для того чтобы лучше достичь этих целей, археологам необходимо выйти за рамки того, кто, что, где и когда в прошлом, и повысить способность отвечать на вопросы о том, как и почему в прошлом, чтобы превратить наши обширные и подробные описания археологических находок в более глубокие, объяснительные знания о прошлом.
Учёные должны также смириться с трансформационными изменениями, которые оказывают и будут оказывать влияние на архив археологических раскопок. Доступ к нему и способность использовать археологические данные для решения вопросов, которые будут влиять на будущее. Потенциал археологии велик, но учёные должны сделать больше для реализации этого потенциала.