Первый секретарь ЦК КПСС Никита Сергеевич Хрущёв, посмотрев фильм французского режиссёра Ива Чампи «Кто вы, доктор Зорге?» с немцем Томасом Хольцманом в главной роли, был буквально поражён увиденным.
Стремительное признание
Кода руководители спецслужб доложили, что Рихард Зорге, не какой-нибудь вымышленный Джеймс Бонд, а реальный человек, Хрущёв запросил о нём всю информацию. В ГРУ — Главном разведывательном управлении Генштаба Вооружённых Сил СССР — для изучения дела Зорге создали комиссию под руководством военного разведчика, служившего в 1940-е секретарём военного атташе в Японии, генерал-майора Алексея Фёдоровича Косицына (1913—2003).
4 сентября 1964 года в газете «Правда» была опубликована статья журналиста-международника Всеволода Овчинникова (род. 17 ноября 1926) о Рихарде Зорге, как о герое, первым получившим достоверную информацию о подготовке немецкого вторжения и много раз предупреждавшем Сталина о грядущей катастрофе, «однако Сталин не обратил внимания на это». Журналист, благодаря знакомству
с гражданской женой разведчика японкой Ханако Исии, первым из советских граждан посетил могилу Зорге на токийском кладбище Тама.
5 ноября 1964 года Рихарду Зорге посмертно присвоили звание Героя Советского Союза. Спустя некоторое время пионерская дружина только что открывшейся 187-й московской школы стала носить его имя. Тогда же в честь разведчика переименовали в Москве 2-ю Хорошевскую улицу.
Многопартиец
Рихард родился в 1895 году в городе Сабунчи Бакинской губернии Российской Империи в семье немецкого инженера Густава Вильгельма Рихарда Зорге (1852—1907), занимавшегося нефтедобычей на фирме Нобеля на Бакинских промыслах, и дочери железнодорожника Нины Степановны Кобелевой.
В 1898 году семья Зорге уехала в Германию. В октябре 1914 года Рихард, не закончив образование, добровольцем вступил в немецкую армию. Летом 1915 года ранен под Ипром. Пока лечили, сдал экзамен на аттестат зрелости и, получив звание ефрейтора, направлен в Галицию воевать против русской армии, но там получил осколочное ранение. Произведён
в унтер-офицеры и награждён Железным крестом II степени. В 1916 году после излечения воевал у крепости Верден. В апреле 1917 года тяжело раненый трое суток провисел на колючей проволоке. После операции одна нога стала короче другой. В январе 1918 года уволен с военной службы по инвалидности. Поступил в Кильский университет, с отличием выдержал экзамен и получил учёную степень доктора государства и права, а затем и степень по экономике в университете Гамбурга.
В 1917 году вступил в Независимую социал-демократическую партию. В ноябре 1918 года в Киле Зорге участвовал в матросском бунте и едва не погиб. В 1919-м вступил в Коммунистическую партию Германии. После её запрета, в 1924 году по приглашению исполкома Коминтерна приехал в Москву. В 1925 году вступил в ВКП(б), получил советское гражданство и был принят на работу в аппарат Коминтерна. В Москве Зорге познакомился с Екатериной Александровной Максимовой, которая впоследствии стала его второй женой.
В ноябре 1929 года перешёл в Разведупр РККА. В том же году Зорге был задержан британской полицией. Первая жена Зорге Кристина Герлах, много лет спустя вспоминала, что Рихард встречался тогда с каким-то очень важным агентом MI6 для получения от него ценной военной информации, но в 1966 году, в ходе расследования советского проникновения в британские разведывательные органы, опознать этого человека она не смогла.
В 1930 году, ещё до прихода Гитлера к власти, но уже не работая в Коминтерне, Зорге вступил в ряды Национал-социалистической рабочей партии Германии.
Восточный поход
С 1930 года Зорге в Китае. Ему удаётся получить шифровальные коды немецких военных советников при армии Чан Кайши, их полный поименный список с указанием занимаемых должностей, раскрыть германо-китайский сговор с целью разработки и применения химических средств массового поражения.
В 1933 году было принято решение направить Зорге в Японию, куда он прибыл в качестве корреспондента влиятельных немецких газет «Берлинер бёрзен курьер», «Франкфуртер цайтунг», «Теглихе рундшау», «Дойче фольксвирт», «Геополитик» и голландской газеты «Алхемеен хандельсблат».
Во второй половине 1937 года Зорге отзывают в СССР. Но, будучи уверенным, что там его ждёт расправа, он проигнорировал приказ, став «невозвращенцем». Спустя несколько месяцев, несмотря на сильные подозрения, что передаваемые Зорге сведения — дезинформация, новый врид начальника разведуправления Семён Григорьевич Гендин (1902 — расстрелян 23 февраля 1939) приказ отменил, однако информация, получаемая из Японии от сети «Рамзай», продолжала считаться «политически неполноценной», а сеть «вероятно вскрытой противником и работающей под его контролем».
В апреле 1938 года Зорге сообщил о своей готовности вернуться, однако
в мае, будучи в крайне нетрезвом состоянии, разбился на мотоцикле,
чуть не провалив всю агентурную сеть. А 4 октября получил личное поздравление с днём рождения от самого рейхсминистра иностранных дел Иоахима фон Риббентропа (1893 — казнён 16 октября 1946), в котором тот отметил «выдающиеся заслуги» адресата.
Что и кому сообщал Зорге
Когда военный атташе Ойген Отт стал германским послом в Японии, Зорге получил место пресс-секретаря посольства. По поручению Председателя Германского информационного бюро (ДНБ) Густава Альбрехта (1890—1947), пришедшего в 1939 году на смену Отто Мейеру, переданному через журналиста и агента Германа фон Ритгена (1895 — умер во Владимирской тюрьме 1952), Зорге готовил информационные материалы для ДНБ и германской разведки о политике Японии. После нападения Германии на СССР Зорге сообщил в Германию, что Япония ни при каких обстоятельствах не нарушит Пакта о ненападении с СССР.
В 2001 году сотрудник пресс-бюро Службы внешней разведки РФ полковник Владимир Николаевич Карпов (1946—2007) на «круглом столе» в газете «Красная звезда» после спича журналиста, что «ещё в 60-е годы была опубликована телеграмма «Рамзая» с предупреждением: война начнётся 22 июня…», заявил: «К сожалению, это фальшивка, появившаяся в хрущёвские времена». Что же действительно было
в шифровках, полученных в 1941 году Центром от «Рамзая»
(хранятся в ЦАМО РФ Оп. 24127. Д. 2)?
10 марта: «Новый германский ВАТ считает, что по окончании теперешней войны должна начаться ожесточённая борьба Германии против Советского Союза».
2 мая: «Я беседовал с германским послом Отт и морским атташе о взаимоотношениях между Германией и СССР… Решение о начале войны против СССР будет принято только Гитлером либо уже в мае, либо после войны с Англией».
19 мая: «Новые германские представители, прибывшие сюда из Берлина, заявляют, что война между Германией и СССР может начаться в конце мая, так как они получили приказ вернуться в Берлин к этому времени. Но они также заявили, что в этом году опасность может и миновать. Они заявили, что Германия имеет против СССР 9 армейских корпусов, состоящих из 150 дивизий. Один армейский корпус находится под командованием известного Райхенау. Стратегическая схема нападения на Советский Союз будет взята из опыта войны против Польши».
30 мая: «Берлин информировал Отта, что немецкое выступление против СССР начнётся во второй половине июня. Отт на 95% уверен, что война начнется. Косвенные доказательства, которые я вижу к этому в настоящее время, таковы: технический департамент германских воздушных сил в моем городе получил указания вскоре возвратиться. Отт потребовал от ВАТ, чтобы он не посылал никаких важных сообщений через СССР. Транспорт каучука через СССР сокращен до минимума.
Причины для германского выступления: существование мощной Красной Армии не дает возможности Германии расширить войну в Африке, потому что Германия должна держать крупную армию в Восточной Европе. Для того, чтобы ликвидировать полностью всякую опасность со стороны СССР, Красная Армия должна быть отогнана возможно скорее. Так заявил Отт».
1 июня: «Ожидание начала германо-советской войны около 15 июня базируется исключительно на информации, которую подполковник Шолл привёз с собой из Берлина, откуда он выехал 6 мая в Бангкок. В Бангкоке он займёт пост военного атташе».
15 июня: «Германский курьер сказал военному атташе, что он убеждён, что война против СССР задерживается, вероятно, до конца июня. Военный атташе не знает — будет война или нет».
17 июня: «Мацуока очень обеспокоен слухами относительно возможной войны между Германией и СССР. Он видит единственную надежду на удержание Америки от вступления в европейскую войну и оккупацию Англии германскими войсками отнюдь не в войне с СССР.
Мацуока просил посла Отта доложить об этом Риббентропу».
20 июня: «Германский посол в Токио Отт сказал мне, что война между Германией и СССР неизбежна. Германское военное превосходство даёт возможность разгрома последней большой европейской армии, так же хорошо, как это было сделано в самом начале, потому что стратегические оборонительные позиции СССР до сих пор ещё более небоеспособны, чем это было в обороне Польши».
14 сентября: «На сверхсекретном совещании у японского императора 6 сентября принято решение Японии не вступать в войну с СССР до конца 1941 года и в начале 1942 года».
И всё. А 18 октября Зорге был арестован. При обыске домов у всех членов группы, начиная с самого Зорге, были найдены документы, свидетельствующие о шпионской деятельности. На первом же допросе радист Макс Клаузен (1899—1979) выдал все коды шифрования, и японцы смогли расшифровать и прочитать всю подборку перехваченных
с 1937 года донесений. Немецкие официальные лица долго ставили под сомнение вину Зорге, но после предоставления неопровержимых доказательств Гитлер потребовал от японских властей выдать предателя нации. Однако японцы, соблюдая условия советско-японского Пакта, союзнику отказали.
Руководитель сектора тайной полиции Хироси Миясита и инспектор Хидэо Охаси впоследствии сообщили, что японская контрразведка арестовала членов группы по наводке информатора.
Приговоры основным обвиняемым были вынесены 29 сентября 1943 года. 20 января 1944 года Верховный суд Японии отклонил кассационную жалобу Зорге под предлогом, что она была доставлена на сутки позже установленного срока. Кстати, утверждения, что японцы предлагали Сталину обменять Зорге, но тот не признал принадлежность разведчика, не более чем утка, поскольку в его личном деле имеется пометка: «По данным НКВД, расстрелян японцами в 1942 году».
Из-за опасений, что дело может быть передано военной полиции, Зорге показывал, что в Китае и Японии работал на Коминтерн, а вовсе не на советскую военную разведку, а сотрудников советского посольства использовал в качестве передаточного звена. Советские разведывательные органы в январе 1942 года установили, что японцы арестовали немца, который активно сотрудничает со следствием, и пытались установить принадлежность к Коминтерну его и других арестованных.
Показания Зорге о работе в Японии на Коминтерн сыграли существенную роль в компрометации японских коммунистов и разгроме коммунистической партии Японии. На всех подконтрольных Японии территориях прошли аресты японских коммунистов.
Спокойно и без пафоса
Казнь Зорге состоялась после 1100 дней заточения в токийской тюрьме «Сугамо» в 10:20 утра 7 ноября 1944 года, в день 27-ой годовщины Октябрьской революции. Дата была выбрана «исходя из благожелательства, характерного для кодекса самурайской морали». Следом был казнён и информатор Зорге Хоцуми Одзаки, кассационная жалоба которого была также отклонена, но по другому основанию. Врач зафиксировал в протоколе, что после того, как Зорге сняли с виселицы, его сердце билось ещё 8 минут.
Рихард Зорге плохо владел японским языком, но последнюю фразу он произнёс именно на японском, а не на немецком или русском. Считалось, что сделал он это, чтобы все присутствующие во время казни запомнили его слова: «Сэкигун (Красная Армия)! Кокусай кёсанто (Коминтерн)! Собиэто кёсанто (Советская компартия)!», однако в 2004 году в газете «Асахи» были опубликованы обнаруженные четыре страницы протокола с описанием приведения в исполнение двух смертных приговоров 7 ноября 1944 года. Находка поставила точку в череде домыслов и вымыслов о последних минутах жизни разведчика. В выписке из «Регистрационной книги приведения в исполнение смертных приговоров в тюрьме Итигая
и токийском изоляторе Сугамо за 1932—1945 гг.», в частности, говорилось: «Начальник тюрьмы Итидзима, проверив имя и возраст осужденного, сообщил ему, что, согласно приказу министерства юстиции, приговор будет исполнен в этот день и от него ожидают, что он спокойно встретит смерть. Начальник тюрьмы спросил, не желает ли осуждённый что-либо добавить к своему завещанию, составленному ранее, относительно своего тела и личных вещей. Зорге ответил: «Моё завещание остаётся таким, каким я его написал». Начальник спросил: «Хотите ли вы ещё что-то сказать?» Зорге ответил: «Нет, больше ничего». После этого разговора Зорге повернулся к присутствовавшим тюремным служащим и повторил: «Я благодарю вас за вашу доброту». Затем его завели в камеру исполнения приговоров. В соответствии с волей казнённого, а также со статьей 73, параграфом 2 и статьей 181 тюремного регулирования тело было захоронено в общей могиле».
***
Американцы, оккупировав Японию, получили доступ к документам японских спецслужб, в том числе, о Рихарде Зорге и его группе. Начальник токийского отдела военной разведки генерал-майор Уиллоуби составил и направил в Вашингтон отчёт с рекомендацией использовать его в военных училищах для исследования советской разведтехники. 10 февраля 1949 года он был опубликован и сразу вызвал огромный интерес во всём мире, кроме СССР. Советский Союз до 1964 года не признавал Зорге своим.
Да и был ли он «своим»?
Уважаемые читатели! Благодарю вас за проявленный интерес.
Стараюсь откликаться на конструктивную критику. По условиям публикаций на Дзене, особо острые статьи и главы моей книги «Исправленному верить» доступны только подписчикам.
Дочитывайте, подписывайтесь, ссылайтесь и делитесь с друзьями. Ждите новые публикации о малоизвестных фактах нашей Истории!