Найти тему

Особенности построения бизнес-моделей

Сегодня планирование – это основа всего. Без плана нельзя поехать в отпуск, пойти в магазин, заниматься какими-то домашними делами. Так и в бизнесе модель (или план) необходима, для того чтобы понимать, с чего начать, что дальше делать, где и как развиваться, и к какому результату стремиться.

Управление любой компанией базируется на том, чтобы грамотно разработать стратегическое видение и учесть в нем все особенности и нюансы текущей рыночной ситуации. Такая стратегия предполагает создание общего плана, состоящего из комплексного описания всех бизнес-процессов, коммуникаций с покупателями, организационной структуры и методов взаимодействия с сотрудниками. Отмечу, что для построения качественного плана следует заранее выполнить некоторые действия:

1. Провести исследование различных направлений деятельности

В основном, регистрируя юридическое лицо, люди выбирают не одно направление деятельности компании, а сразу несколько. Это делается для того, чтобы в дальнейшем выбрать именно то направление, в котором их фирма будет развиваться. Поэтому изначально следует убедиться, что каждое из них имеет реальные перспективы в будущем.

2. Выбрать приоритетное направление

Даже если вы сможете работать в нескольких отраслях, тем не менее, следует выбрать приоритетную область. И уже с учетом присущих конкретно ей особенностей разрабатывать стратегию. Это необходимо для достижения наиболее эффективного результата.

3. Определиться с ассортиментом предлагаемой организацией продукции

В данном случае нужно заранее изучить ситуацию на рынке и понять, какие товары или услуг пользуются спросом у покупателей, а какие – нет. В результате вы сможете выбрать продукты, продажей которых и будет заниматься ваша компания.

4. Продумать и сформировать рекламную стратегию, инструменты для продвижения продукции, а также методы борьбы с фирмами-конкурентами

Здесь необходимо составить комплексный план по маркетинговой активности. Удобнее это будет сделать в формате календаря на весь период продвижения ваших товаров или услуг. В нем можно будет сразу отметить мероприятия, которые необходимо будет провести, бюджет, а также критерии, по которым будет оцениваться их эффективность.

Процесс формирования бизнес-модели находится в тесной взаимосвязи с разработкой стратегического плана по развитию компании. В нем обычно раскрываются финансово-экономические аспекты, рассматривается движение денежных средств и прибыли. Эффективность такого плана подтверждается тем факт, когда компания на протяжении многих лет успешно осуществляет свою деятельность, растет и развивается. Он базируется на том, какую концепцию для бизнес-моделирования вы выберете:

1. Ориентир на потребности покупателей

Первая концепция предполагает, что компания в первую очередь изучает желания потенциальных покупателей. И затем на их основе формирует свою ассортиментную политику и разрабатывает продукт. Далее специалисты анализируют, что необходимо предпринять для удовлетворения потребностей потенциальных клиентов. Если это необходимо, то к дискуссии могут пригласить специалистов извне.

В результате сформированная бизнес-модель включает в себя полную информацию о ценности продукции фирмы для клиентов.

Отдельное внимание уделяется инструментам, методам и каналам взаимодействия. Успешность модели зависит от того, насколько удачно сложилась взаимосвязь между различными ее элементами.

2. Ориентир на нужды компании

Здесь ситуация совершенно противоположная. Во главе угла находится сама фирма и ее потребности, а все остальное подгоняется под нее. Детально рассматриваются все существующие бизнес-процессы, а также взаимодействие между ними. Кроме того, производится оценка и анализ контролирующих структур. В основном, акцент делается на получении прибыли в размере, достаточном для удовлетворения потребностей компании. А план выступает в роли помощника. Он позволяет увидеть, каким образом и с помощью чего такие потребности можно удовлетворить. Его цель заключается в том, чтобы подсказать, какие именно ключевые характеристики организации лучше всего применить в той или иной ситуации: будь то какая-либо маркетинговая активность или инновационный метод производства продукции.

Сегодня потрясающий по эффективности способ предложил Александр Остервальдер, всемирно известный теоретик бизнеса из Швейцарии. В сфере его интересов главную роль играет формирование различных бизнес-структур. Чуть позже я расскажу про одну из них.

Итак, данная концепция идеально применима в компаниях, только начинающих свой путь на рынке. Благодаря ей, можно узнать свое настоящее положение, оценить перспективы и провести мониторинг деятельности конкурентов.

С помощью нее молодые бизнесмены могут изучить и объединить в единое целое все имеющиеся элементы деятельности организации:

  • поставщиков продукции;
  • компании для возможного сотрудничества;
  • способы продвижения и рекламы;
  • текущие издержки;
  • перечень предлагаемых товаров или услуг.

А опытные управленцы смогут увидеть свою фирму со стороны, в комплексе со всеми прочими составляющими. Также это помогает обнаружить слабые места, недоработки в бизнес-процессах и внести коррективы в деятельность предприятия без потери прибыли.

Итак, если вы хотите, чтобы ваша компания была успешной, то качественная и логично выстроенная бизнес-модель вам просто необходима.