Найти тему
Любимое место

Похвала, как "эмоциональное питание" для детей?

Оглавление
"Хвала, как и пенициллин, не должна вводиться бессистемно".
(Джинотт, 1965, с. 39)

Многие взрослые используют похвалу как "эмоциональное питание" для детей, пытаясь помочь им почувствовать себя лучше. Взрослые, таким образом, могут особенно похвалить тех детей, которые, похоже, больше всего в этом нуждаются - детей с низкой самооценкой (НС).

Как правило, эксперты по воспитанию считают, что дети с НС больше всего выигрывают от похвалы. Однако психологи полагают, что некоторые формы похвалы могут иметь обратный эффект, особенно у детей с НС.

https://cdn.pixabay.com/photo/2017/06/09/05/17/person-2385787_960_720.jpg
https://cdn.pixabay.com/photo/2017/06/09/05/17/person-2385787_960_720.jpg

Личностная и процессная похвала

Специалисты по воспитанию уже давно считают, что похвала всегда благотворно влияет на психологическое функционирование детей. Тем не менее теоретики полагают, что последствия похвалы могут зависеть от того, как она сформулирована. В частности, теоретики различают:

  • похвалу личности, направленную на личностные качества ребенка (например, способности)
  • похвалу процесса, направленную на поведение ребенка.

Например, когда дети успешно справляются с учебной задачей, их можно похвалить за их способности (например, "Ты такой умный!") или за их усилия (например, "Ты очень много работал!"). Исследования показали, что когда дети ошибаются при выполнении одной и той же учебной задачи, те, кого похвалили за способности, испытывают более негативное воздействие и оценивают себя более негативно. Эти данные позволяют предположить, что похвала может иметь обратный эффект, когда дети не справляются с поставленной задачей.

Что может объяснить этот негативный эффект похвалы человека? Если похвала личности направляла внимание детей на себя, тогда в случае, когда дети не справляются со своими обязанностями, они могут с большей вероятностью приписать их себе (например, "я недостаточно умен"), чем своему поведению (например, "я недостаточно усердно работал"). Такие негативные самораспределения более болезненны, чем негативные атрибуты поведения человека.

Другая теория гласит, что похвала человека подразумевает условное отношение, при котором дети понимают, что они ценятся как личность только тогда, когда им это удается. Если впоследствии дети не справляются со своими обязанностями, они могут прийти к выводу, что недостойны их.

Таким образом, похвала может заставить детей почувствовать, что они должны постоянно доказывать свою ценность - образ мышления, который делает их эмоционально уязвимыми к неудачам.

Самооценка и похвала

Некоторые исследователи утверждают, что взрослые часто восхваляют детей с намерением повысить их самооценку. Когда она у детей низкая, взрослым кажется особенно интуитивно понятным хвалить этих детей такими, какие они есть. Ведь похвала такого человека прямо противоречит неуверенности этих детей - похвала процессу, который не ориентирован на ценность ребенка как личности.

Поэтому взрослые могут быть особенно склонны давать детям с НС больше похвал, чем детям с высокой. Но заставляет ли хвала в конечном итоге детей с НС чувствовать себя лучше? Возможно, нет. Такие дети легко начинают концентрировать свое внимание на себе.

Кроме того, люди с НС быстро приходят к выводу, что отношение других зависит от их достижений и боятся потерять уважение других. Например, они часто пытаются скрыть свои слабости, избегать ошибок и искать утешения у других.

Хвала личности может повысить самооценку детей и чувство условного уважения и тем самым сделать их восприимчивыми к потере чувства собственного достоинства после неудачи. Таким образом, несмотря на благие намерения, похвала может иметь ироничные последствия после неудачи, особенно у детей с НС.

Говорят, что детей "кормят молоком и похвалой". К сожалению, мало что известно о том, как хвала влияет на тех, кто, кажется, больше всего в ней нуждается - на детей с НС. Исследование показало, что взрослые склонны давать таким детям больше похвалы личности, но меньше похвалы процессам, чем детям с высокой самооценкой. Взрослые могут чувствовать, что дети с НС выиграют от похвалы, которая напрямую дискредитирует их или противоречит их неуверенности.

Однако, человек восхваляет ответные удары, особенно у детей с НС, заставляя их испытывать отвратительное чувство стыда перед лицом неудачи. Обратите внимание, что базовый уровень стыда был установлен с учетом того, что дети с НС обычно испытывают больше стыда, чем другие. Эти данные свидетельствуют о том, что взрослые, восхваляя, могут воспитывать у детей с НС очень эмоциональную уязвимость, которую они пытаются предотвратить.

Теоретические последствия

Эти данные свидетельствуют о том, что похвала человека способствует продолжению нисходящей спирали самоуничтожения. Взрослые склонны хвалить детей с НС. Однако похвала может непреднамеренно подвергнуть этих детей риску испытать на себе меньшее, чем ощущение собственной ценности.

Уменьшение чувства собственного достоинства, в свою очередь, может вызвать больше похвалы у взрослых, тем самым увековечивая нисходящую спираль.

Негативное воздействие похвалы человека на детей с НС может иметь различные корни. Похвала может вызвать у этих детей чувство условного уважения и, следовательно, заставить их чувствовать себя недостойными после неудачи. Кроме того, похвала может сделать таких детей очень самоцентрированными, тем самым побуждая их приписывать последующую неудачу себе.

Практические последствия

Вывод о том, что похвала человека оказывает неблагоприятное воздействие на детей с НС, имеет важное практическое значение. Программы профилактики и вмешательства, образовательные программы и программы подготовки родителей часто опираются на похвалу для повышения НС детей. Конечно, выше написанное не означает, что взрослые должны воздерживаться от восхваления детей вообще.

Фактически, исследования показали, что похвала процессов часто положительно сказывается на академической мотивации детей. Например, похвала за приложенные усилия может помочь детям остаться на плаву перед лицом неуспеваемости в учебе.

Кроме того, в рамках заботливой семьи или класса адекватные формы похвалы могут передаваться детям, которых они любят и о которых заботятся, что является ключом к их психологической адаптации.

Но взрослые должны быть осторожны в использовании похвалы личности в контексте эффективности, особенно когда речь идет о детях с НС.