Найти в Дзене
Я имею ПРАВО

Эволюция китайской политики в отношении одного ребенка и ее влияние на семейные результаты

Оглавление

Политика в интересах одного ребенка

В 1979 году Китай ввел в действие беспрецедентную политику в отношении одного ребенка, в соответствии с которой домохозяйства, превышающие квоту при рождении, подвергаются наказанию. Однако оценка влияния этой политики на семейные результаты оказывается сложной задачей. Китай уже проводил агрессивную политику в области планирования семьи в начале 1970-х годов, и показатели рождаемости в стране уже резко снизились до принятия политики в отношении одного ребенка. Политика в интересах одного ребенка была также введена в действие почти одновременно с рыночными экономическими реформами в Китае, которые привели к быстрому росту на протяжении нескольких десятилетий, что также, как правило, приведет к снижению уровня рождаемости. В течение того же периода в ряде других развивающихся стран Восточной Азии и во всем мире также наблюдалось резкое снижение рождаемости. В целом, поиск оправданных путей определения влияния китайской политики в интересах одного ребенка на результаты семейной жизни представляет собой огромную проблему, которую в литературе, как правило, недооценивают.

https://cdn.pixabay.com/photo/2016/11/03/03/59/asia-1793416_960_720.jpg
https://cdn.pixabay.com/photo/2016/11/03/03/59/asia-1793416_960_720.jpg

Эндогенность государственной политики

Наряду с только что упомянутыми вопросами, в большинстве исследований не уделяется достаточного внимания эндогенности государственной политики (как подчеркивалось в примере Besley и Case 2000). Например, региональные различия в осуществлении политики в отношении одного ребенка могут также отражать преобладающие семейные предпочтения в отношении рождаемости и региональные социально-экономические условия. Однако по сравнению с эмпирическими исследованиями в других развивающихся странах, которые носили в основном описательный характер (например, Альба и Поттер 1986; Чо 1996), исследования в Китае представляются гораздо более строгими. Хотя китайское правительство недавно заменило политику в отношении одного ребенка универсальной политикой в отношении двух детей, наследие этой политики, которая затрагивает миллионы людей на протяжении более 30 лет, по-прежнему вызывает большой интерес.

Эволюция политики планирования семьи в Китае

Мао Цзэдун, верховный китайский лидер 1949-1976 годов, верил в принцип: "Больше людей, больше власти". Такое мышление может быть связано с военной карьерой Мао и приходом к власти.  Например, Мао писал в 1949 году:

"Любое чудо может твориться, если есть люди под руководством Коммунистической партии". 

Однако Мао неоднократно признавал, что в 1950-е и 1960-е годы в Китае наблюдалась перенаселенность в тяжелые времена, и в эти десятилетия было несколько раз, когда казалось, что Китай может принять национальную политику планирования семьи.

https://cdn.pixabay.com/photo/2016/03/09/16/50/city-street-1246870_960_720.jpg
https://cdn.pixabay.com/photo/2016/03/09/16/50/city-street-1246870_960_720.jpg

Тенденции в общих показателях рождаемости в Китае и отдельных странах: 1950–2010

В ряде стран в последние десятилетия наблюдалось резкое снижение рождаемости. Имеет ли место резкое отличие от других развивающихся стран, таких как Южная Корея, Таиланд, Мексика или Индия, в том, что касается сроков или скорости снижения рождаемости в Китае - будь то в городских или сельских районах? На диаграмме 1 показаны общие коэффициенты фертильности в период 1960-2010 годов для сельских районов Китая, городов Китая, и сравнительная группа из четырех других развивающихся стран, которые, как и Китай, также имели высокие уровни фертильности в 1960-х годах. Эта цифра свидетельствует о том, что во всех этих развивающихся странах, даже не имеющих обязательной политики демографического контроля, такой как политика в отношении одного ребенка в Китае, наблюдалось быстрое снижение рождаемости после 1970 года. Южная Корея и Таиланд - это азиатские страны с высокими темпами экономического роста после 1970 года, в которых осуществлялись программы добровольного планирования семьи.

https://cdn.pixabay.com/photo/2015/04/20/10/20/shanghai-730892_960_720.jpg
https://cdn.pixabay.com/photo/2015/04/20/10/20/shanghai-730892_960_720.jpg

Эмпирические подходы к выявлению воздействия политики в отношении одного ребенка

Хотя в литературе, посвященной политике Китая в отношении одного ребенка, в целом отмечается статистически значимое влияние на снижение рождаемости, в большинстве исследований этот эффект оказался довольно незначительным, особенно в долгосрочной перспективе. Однако этот небольшой эффект следует понимать в контексте агрессивной программы планирования семьи в начале 1970-х годов. Учитывая чрезвычайно высокие темпы экономического роста Китая после 1979 года и тот факт, что в других странах Восточной Азии начался переходный период, дальнейшее снижение рождаемости в Китае после 1979 года, которое было значительно меньше, чем в 1970-х годах, не может быть полностью или даже в основном объяснено последствиями политики в интересах одного ребенка. Используя данные из 16 стран с рождаемостью, схожей с Китаем в 1970 году, обнаружили, что рождаемость в этих странах значительно и намного снизилась по сравнению с тем, что прогнозировало китайское правительство без политики в отношении детей одного возраста, и пришли к выводу, что китайское правительство преувеличило эффект политики в отношении детей одного возраста. 

Байесовская модель

Для дальнейшего анализа контрфактического сценария без политики в отношении одного ребенка Ванг и др. применили байесовскую модель, которую ООН (2011) использовала в своих демографических прогнозах и установила, что "рождаемость в Китае продолжала бы снижаться, если бы быстрое снижение рождаемости в стране в 1970-х годах давало хоть какие-то намеки на будущую траекторию развития рождаемости в этой стране. Согласно байесовской модели, снижение продолжилось бы и после 1980 года.  К 2010 году рождаемость снизится до нынешнего уровня, составляющего около 1,5 ребенка на одну женщину".