Найти в Дзене

Прогулка по Бахчисарайскому дворцу (проект "История в картинках")

Одним из символов Крымской истории является небольшой городок Бахчисарай - бывшая столица Крымского ханства.

Интересно, что этот город  не сразу стал столицей государства Гиреев. Первым центром был Солхат (совр.- Старый Крым). Но по целому ряду причин он не удовлетворял крымских ханов. Прежде всего потому, что Солхат был городом влиятельных князей Ширинских, стремившихся ослабить власть Гиреев. Уже при Хаджи-Гирее ханская ставка переносится в более безопасное место — в Кырк-Ор (сейчас больше употребляется более раннее название - Чуфут-Кале). Но с укреплением Крымского ханства теряет свое значение и Кырк-Ор, поскольку уместить властные структуры в тесной крепости, лишённой воды, было нереально. И наследники Менгли-Гирея в первые десятилетия XVI века выбирают для своей резиденции и будущей столицы очень удобную балку рядом с Кырк-Ором. В этой балке было достаточно питьевой воды, она была защищена от ветров скалами.

Легенда о происхождении Бахчисарая

Однажды сын хана Менгли-Гирея поехал на охоту. Он спустился из крепости в долину. Сразу же за крепостными стенами начинались дремучие леса, полные дичи. Для охоты выдался удачный день, гончими и борзыми затравили много лисиц, зайцев и даже трех диких козлов.

Миниатюра: двор турецкого султана, который был истинным хозяином в Крыму (Менгли- Гирею полагался табурет возле ног Султана). В главных городах крымского побережья размещались турецкие гарнизоны. По настоянию султана в Стамбуле постоянно находились в качестве заложников несколько сыновей и братьев крымского хана. Из их числа всегда можно было найти замену строптивому правителю.
Миниатюра: двор турецкого султана, который был истинным хозяином в Крыму (Менгли- Гирею полагался табурет возле ног Султана). В главных городах крымского побережья размещались турецкие гарнизоны. По настоянию султана в Стамбуле постоянно находились в качестве заложников несколько сыновей и братьев крымского хана. Из их числа всегда можно было найти замену строптивому правителю.

Захотелось ханскому сыну побыть одному. Отправил он слуг с добычей в крепость, сам забрался в чащу, спрыгнул с коня и присел на пне у речки Чурук-су. Верхушки деревьев, позолоченные заходящим солнцем, отражались в струях воды. Только шум реки, бежавшей по камням, нарушал тишину.

Вдруг послышался шорох на том берегу Чурук-су. Из прибрежного кустарника быстро выползла змея. Ее преследовала другая. Завязалась смертельная схватка. Обвив одна другую, змеи острыми зубами рвали друг у друга куски тела. Долго длилась схватка.

Одна змея, вся искусанная, обессиленная, перестала сопротивляться и безжизненно опустила голову. А из чащи по густой траве спешила к месту боя третья змея. Она накинулась на победительницу — и началось новое кровавое побоище. Кольца змеиных тел мелькали в траве, освещаемые солнцем, невозможно было уследить, где одна змея, где другая. В азарте борьбы змеи отползли от берега и скрылись за стеной кустарника. Оттуда доносились злобное шипение и треск веток.

Сын хана не спускал глаз с побежденной змеи. Он думал о своем отце, о своем роде. Они сейчас подобны этой полумертвой змее. Вот такие же искусанные убежали в крепость, сидят в ней, дрожа за жизнь. Где-то идет битва, а кто кого в ней одолеет: золото-ордынцы — турок или турки — золотоордынцев? А ему и отцу его, Менгли-Гирею, уже не подняться, как этой змее...

Менгли Герай I.Автор - киевский художник Юрий Никитин
Менгли Герай I.Автор - киевский художник Юрий Никитин

Прошло некоторое время. Молодой хан заметил, что змея стала шевелиться и пытаться поднять голову. С трудом ей это удалось. Медленно поползла она к воде. Напрягши остаток сил, приблизилась к реке и погрузилась в нее. Извиваясь все быстрее и быстрее, полуживая змея приобретала гибкость в движениях. Когда она выползла на берег, на ней даже следов от ран не осталось. Затем змея снова окунулась в воду, быстро переплыла реку и невдалеке от изумленного человека скрылась в кустах.

Возликовал сын Менгли-Гирея. Это счастливый знак! Им суждено подняться! Они еще оживут, как эта змея...

Он вскочил на коня и помчался в крепость. Рассказал отцу, что видел у реки. Они стали ждать известий с поля битвы. И пришла долгожданная весть: Оттоманская Порта одолела ордынского хана Ахмеда, который когда-то истребил всех воинов Гирея, а его самого загнал в крепость на крутой скале.

-3

На том месте, где схватились в смертельной битве две змеи, старый хан велел построить дворец. Около дворца поселились его приближенные. Так возник Бахчисарай. Двух перевившихся ,в схватке змей хан велел высечь на дворцовом гербе. Надо было бы трех: двух в борьбе, а третью — полумертвую. Но третью не стали высекать: мудрым был хан Менгли-Гирей.

Ханский дворец строился среди садов и виноградников, отсюда и название столицы Бахчисарай — «Город садов». 

Дворец, занимающий сегодня площадь в четыре гектара (а в прошлом значительно большую), включал сады, окружавшие основные постройки. Жизненное пространство Гиреев должно было напоминать райские сады, которые ждут каждого правоверного мусульманина в награду за совершённые благие дела.

-4

С главой улицы Бахчисарая во дворец ведет каменный мост, переброшенный через речку. За мостом — широкие ворота, заново отремонтированные в XIX веке, над ними — пестро расписанная, с цветными стеклами башня, в верхней части которой находится герб дворца — две свившиеся в схватке змеи. 

Левее ворот вдоль главного фасада на улицу выходили торговые лавки. За воротами открывался обширный немощеный двор, где собиралось ханское войско, происходили встречи послов и т. д. Двор окружают дворцовые постройки: слева — мечеть, кладбище с пышными надгробиями и двумя мавзолеями, далее конюшни; справа — парадные залы разного назначения, жилые покои, дворики с фонтанами и, наконец, остатки гарема, незаметно переходящие в сады.

-5

Мусульманская архитектура, давшая образцы монументальной строгости и красоты, продуманности и правильности форм в культовых постройках — мечетях, медресе, мавзолеях, при сооружении частных жилищ, казалось, предоставила полную свободу проявлениям причудливой восточной фантазии, народным вкусам и местным традициям. Дворец на Востоке с древнейших времен имел тип дворовой композиции: центром был двор и сад с фонтаном. Мотив сада — один из характернейших моментов мусульманской архитектуры: растительные орнаменты, высеченные в камне, росписи стен, оформление фонтанов — все стремится воспроизвести сад как самое прекрасное место на земле.

-6

Легкая архитектура дворцовых построек, отсутствие монументальности в ханской резиденции не случайны: даже стены, разгораживающие сад и интерьер, в какой-то мере условны: их задача — создать прохладу в знойный летний день, внутри журчит мраморный фонтан, поддерживая свежесть воздуха и иллюзию пребывания в саду.

Дворец неоднократно ремонтировался и реставрировался, при этом часть построек утратила свой первоначальный вид. По этому поводу А. С. Пушкин писал: «Я обошел дворец с досадою... на полуевропейские переделки некоторых комнат».

 На фото Екатерининская комната в Бахчисарайском дворце. К приезду Императрицы Екатерины II был произведен ремонт 1784-87 гг. Зал, где раньше находилась ханская спальня, была значительно перестроена: пробит нижний ряд окон и двери, сделан альков. Спальню по приказу фаворита императрицы светлейшего князя Потемкина обили бело-розовым атласом. Апартаменты императрицы украсила хрустальная люстра работы русских мастеров XVIII в. В спальне для Екатерины установили кровать, специально привезённую для неё из Санкт-Петербурга вместе с двумя дубовыми шкафами, в которых она, за сургучными печатями хранила важные документы.
 На фото Екатерининская комната в Бахчисарайском дворце. К приезду Императрицы Екатерины II был произведен ремонт 1784-87 гг. Зал, где раньше находилась ханская спальня, была значительно перестроена: пробит нижний ряд окон и двери, сделан альков. Спальню по приказу фаворита императрицы светлейшего князя Потемкина обили бело-розовым атласом. Апартаменты императрицы украсила хрустальная люстра работы русских мастеров XVIII в. В спальне для Екатерины установили кровать, специально привезённую для неё из Санкт-Петербурга вместе с двумя дубовыми шкафами, в которых она, за сургучными печатями хранила важные документы.

Но стечением времени отчетливее осозналось как историческое, так и художественное значение дворца, ведь в уцелевших постройках, орнаментах и во всем архитектурном рисунке хранятся следы прекрасного, своеобразного искусства. 

Наиболее древняя часть дворца — это портал Алевиза, созданный выдающимся итальянским зодчим. Пышный каменный резной портал с полукруглым фронтоном обрамляет дубовую дверь, обитую полосами кованого железа. Она вела во внутренний дворик, который сообщался с парадными залами дворца. В этом дворике находится Золотой Магзуб. Мраморная плита его украшена резным растительным орнаментом.

Портал "Железных" дверей, называемый так из-за того, что двери, выходящие в Посольский садик, окованы полосами железа ручной ковки - наиболее древняя часть дворца.Первоначально портал Алевиза украшал ханский дворец в Ашлама-Дере и лишь позднее был перенесён на своё нынешнее место. Он был создан итальянским зодчим Алевизом Фрязином Новым, задержанным в составе русского посольства, с которым он, по приглашению царя Ивана III, направлялся в Москву для строительства Архангельского собора.
Портал "Железных" дверей, называемый так из-за того, что двери, выходящие в Посольский садик, окованы полосами железа ручной ковки - наиболее древняя часть дворца.Первоначально портал Алевиза украшал ханский дворец в Ашлама-Дере и лишь позднее был перенесён на своё нынешнее место. Он был создан итальянским зодчим Алевизом Фрязином Новым, задержанным в составе русского посольства, с которым он, по приглашению царя Ивана III, направлялся в Москву для строительства Архангельского собора.

Кроме того, имеются две надписи, выполненные арабской вязью: верхняя с именем хана — Каплан (лев) — и датой, нижняя поэтическая — из Корана: «И напоил их, райских юношей, господь напитком чистым».

Фонтан слез (сельсебиль) - творение известного мастера Омера. Мастер вкладывает в свое творение определённый смысл, так как в исламе нельзя изображать ничего живого. Мраморный цветок подобен глазу, роняющему слезы. Слезы наполняют горем Чашу сердца (верхняя большая чаша). Время лечит рану и боль утихает (пара меньших чаш). Однако память воскрешает боль снова (средняя большая чаша). Так продолжается всю жизнь - страдания сменяются просветлениями и наоборот - пока человек не закончит земной путь и не приблизится к порогу вечности (символом человеческой жизни считается спираль у подножия фонтана). 
Фонтан слез (сельсебиль) - творение известного мастера Омера. Мастер вкладывает в свое творение определённый смысл, так как в исламе нельзя изображать ничего живого. Мраморный цветок подобен глазу, роняющему слезы. Слезы наполняют горем Чашу сердца (верхняя большая чаша). Время лечит рану и боль утихает (пара меньших чаш). Однако память воскрешает боль снова (средняя большая чаша). Так продолжается всю жизнь - страдания сменяются просветлениями и наоборот - пока человек не закончит земной путь и не приблизится к порогу вечности (символом человеческой жизни считается спираль у подножия фонтана). 

Напротив этого фонтана, в углу, находится знаменитый Фонтан слез — «Сельсебиль». Первоначально его резная каменная плита находилась у стены мавзолея Диляры-Бикеч — «прекрасной княжны», согласно преданию, любимой жены Крым-Гирей-хана. Этот фонтан был сооружен по его повелению придворным мастером Омером в 1764 году.

Личность Диляры-Бикеч совершенно не выяснена и окружена поэтическими легендами. Вот одна из них.

Легенда о фонтане Слёз.

Свиреп и грозен был хан Крым-Гирей. Никого он не щадил, никого не жалел. Когда набеги совершал Крым-Гирей, земля горела, пепел оставался. Никакие мольбы и слезы не трогали его сердце. Трепетали люди, страх бежал впереди имени хана.

— Ну и пусть бежит, — говорил он, — это хорошо, если боятся...

Какой ни есть человек, а без сердца не бывает. Пусть оно каменное, пусть железное. Постучишь в железо — железо прозвенит. Постучишь в камень — камень отзовется. А в народе говорили — у Крым-Гирея нет сердца. Вместо сердца у него — комок шерсти. Постучишь в комок шерсти — какой ответ получишь? Разве услышит такое сердце? Но приходит закат человека. Постарел некогда молодой хан и ослабело его сердце.

Брюллов. Бахчисарайский фонтан.
Брюллов. Бахчисарайский фонтан.

Однажды в гарем к старому хану привезли невольницу, маленькую худенькую девочку. Деляре ее звали. Она не согрела лаской и любовью старого хана, а все равно полюбил ее Крым-Гирей. И впервые за долгую жизнь свою он почувствовал, что сердце болеть может, страдать может, радоваться может, что сердце — живое.

Недолго прожила Деляре. Зачахла в неволе, как нежный цветок, лишенный солнца.

Впервые сердце Крым-Гирея наполнилось болью. Понял хан, как трудно бывает человеческому сердцу.

Франсойш Габриэль Ле Паулль. Паша и его гарем. 
Франсойш Габриэль Ле Паулль. Паша и его гарем. 

Вызвал Крым-Гирей мастера иранца Омера и сказал ему:

— Сделай так, чтобы камень через века пронес мое горе, чтобы камень заплакал, как плачет мужское сердце.

Спросил его мастер:

— Хороша была девушка?

— Что ты знаешь о ней? — ответил хан. — Она была молода. Она была прекрасна, как солнце, изящна, как лань, кротка, как голубь, добра, как мать, нежна, как утро, ласкова, как дитя.

Долго слушал Омер и сказал:

— Если твое сердце заплакало, заплачет и камень. Если есть душа в тебе, должна быть душа и в камне. Ты хочешь слезу свою на камень перенести? Хорошо, я сделаю. Камень заплачет.

На мраморной плите вырезал Омер лепесток цветка, один, другой... А в середине цветка вырезал глаз человеческий, из него должна была падать на грудь камня тяжелая мужская слеза, чтобы жечь ее день и ночь, не переставая, годы, века...

И еще вырезал Омер улитку — символ сомнения. Знал он, что сомнение гложет душу хана: зачем нужна была ему вся его жизнь?

Стоит до сих пор фонтан в Бахчисарайском дворце и плачет, плачет день и ночь...

Пушкин у Бахчисараского фонтана (художник М.Кметь)
Пушкин у Бахчисараского фонтана (художник М.Кметь)

Когда Пушкин, стоя у фонтана, услышал легенду, фонтан и легенда вдохновили его на поэму «Бахчисарайский фонтан» и стихотворение «Фонтану Бахчисарайского дворца».

Одной из ранних построек дворца является зал Совета и Суда — Диван. Зал имеет два ряда окон. К концу XVI века относятся цветные, очень красивые и нигде не повторяющиеся витражи верхнего ряда окон; к тому же времени относится и деревянный наборный центр потолка.

-13

В зале собирался Диван — высший государственный совет, который решал все вопросы внутренней и внешней политики, кроме религиозных. Он же являлся высшей судебной инстанцией в ханстве.

Далее расположена Летняя беседка, построенная, вернее, перестроенная тем же Омером: первоначально ее окружали с трех сторон лишь колонны с арками — беседка была открытой. При ремонте в начале XIX века ее застеклили. В центре беседки расположен фонтан с бассейном.

-14

К летней беседке примыкает очаровательный Бассейный дворик — царство солнца, пышной вьющейся зелени, цветов и воды.

К числу наиболее ранних сооружений дворца относится Малая мечеть. Это полутемное, вытянутое с востока на запад помещение, основная часть которого перекрыта куполом, опирающимся на барабан-восьмигранник, с арками и парусами. В южной стороне устроена ниша — михраб.

На южной и западной стенах храма и в михрабе, во время реставрационных работ уже в наше время, были обнаружены остатки росписи XVI -XVII вв. Из этого можно заключить, что мечеть принадлежит к одной из ранних построек Хан - Сарая. Купол ее был расписан во второй половине XVIII века персидским зодчим Омером. Росписи представляют собой исключительно растительные и геометрические орнаменты. Над михрабной нишей - витраж, украшенный оригинальным знаком, который состоит из двух наложенных один на другой треугольников. Этот знак используется во многих культурах мира, в каждой трактуясь по-разному. В традициях мусульманских народов он называется "Печать Сулеймана". 
На южной и западной стенах храма и в михрабе, во время реставрационных работ уже в наше время, были обнаружены остатки росписи XVI -XVII вв. Из этого можно заключить, что мечеть принадлежит к одной из ранних построек Хан - Сарая. Купол ее был расписан во второй половине XVIII века персидским зодчим Омером. Росписи представляют собой исключительно растительные и геометрические орнаменты. Над михрабной нишей - витраж, украшенный оригинальным знаком, который состоит из двух наложенных один на другой треугольников. Этот знак используется во многих культурах мира, в каждой трактуясь по-разному. В традициях мусульманских народов он называется "Печать Сулеймана". 

Во дворе внутреннего двора находится гарем (раньше он имел четыре корпуса с 73 комнатами). В четырех комнатах уцелевшего флигеля размещены те немногие вещи, которые воссоздают бытовую сторону жизни дворца. «Гарем» в переводе с арабского — «запретное», «неприкосновенное»; никто, кроме хана и евнухов, не имел права входить сюда. Ажурная деревянная резьба решеток веранды укрывает ее сверху донизу от любопытных взоров; окна с цветными стеклами расположены так высоко, что из них видно только небо.

Гаремный корпус сохранился плохо, из 73-х комнат (широко жили ханы) сохранился только 3-х комнатный флигель и беседка.
Гаремный корпус сохранился плохо, из 73-х комнат (широко жили ханы) сохранился только 3-х комнатный флигель и беседка.

Рядом с гаремом находится башня, где, по преданию, содержались ханские соколы и куда разрешалось подниматься обитательницам гарема, чтобы посмотреть на окружающий мир, на пеструю, красочную жизнь двора. Соколиная башня имеет кубическое каменное основание, на котором установлен деревянный шестигранник, обшитый досками, под самой крышей переходящий в решетку и шатровое завершение.

-17

Из Фонтанного дворика по широкой лестнице можно подняться на второй этаж, где находятся официальные, парадные покои. Центральное место в них занимал зал для приема послов. Посольский зал — некогда роскошная и богатая по убранству палата, однако интерьер ее не сохранился: двусветный зал имел мраморный пол и деревянный потолок с росписью, выдержанной в голубых тонах. В этом зале сохранились две ниши с альковом (в одной из них сидел хан, в другой располагались музыканты).

Особое место среди покоев, предназначенных для приема послов, занимает Золотой кабинет — один из лучших и наиболее сохранившихся интерьеров дворца. Двадцать четыре окна с разноцветными стеклами заливают комнату золотистым светом. Тонкая резьба деревянного потолка, роспись с обилием позолоты в известной мере воссоздают отделку ханского кабинета, сооруженного Омером, делая его похожим на драгоценную шкатулку. Простенки между окнами второго ряда украшены лепными алебастровыми вазами с фруктами.

-18

Наиболее величественное сооружение дворцового комплекса — Большая ханская мечеть, или Хан-Джами. Это массивное прямоугольное каменное здание, вытянутое с севера на юг, крытое четырехскатной черепичной крышей, с двумя стройными минаретами по бокам. Тонкие десятигранные башенки минаретов сложены из хорошо отесанных каменных плит, скрепленных свинцом. Они опоясаны резными каменными балкончиками. Внутри минарета шла винтовая лестница, по которой поднимались муэдзины.

-19

За мечетью находится ханское кладбище с двумя мавзолеями — дюрбе. Большой интерес представляют мраморные резные и каменные надгробия. Здесь похоронены шестнадцать ханов, а также их родственники и приближенные.

За кафедральной мечетью Хан-Джами находится ханское кладбище. Первое захоронение на нем датируется XVI веком. Всего здесь находятся могилы девяти ханов, сорока пяти членов ханского рода и ряда представителей высшей придворной знати. Большой интерес представляют мраморные и известняковые надмогильные памятники. Мужские погребения украшены навершиями в форме чалмы, женские - подобием феса (плоской шапочки). На многих надгробиях арабской вязью высечены пышные эпитафии, нанесены каллиграфически исполненные орнаменты. Они несли не только декоративный, но и глубокий символический смысл. 
За кафедральной мечетью Хан-Джами находится ханское кладбище. Первое захоронение на нем датируется XVI веком. Всего здесь находятся могилы девяти ханов, сорока пяти членов ханского рода и ряда представителей высшей придворной знати. Большой интерес представляют мраморные и известняковые надмогильные памятники. Мужские погребения украшены навершиями в форме чалмы, женские - подобием феса (плоской шапочки). На многих надгробиях арабской вязью высечены пышные эпитафии, нанесены каллиграфически исполненные орнаменты. Они несли не только декоративный, но и глубокий символический смысл. 

В дальнем углу позади кладбища можно увидеть одно из самых ранних сооружений города — баню Сары-Гюзель. Баня в те времена была своего рода клубом, местом отдыха, встреч и бесед. Сары-Гюзель — мощное каменное квадратное здание, перекрытое куполами с отверстиями в виде звезд и полумесяцев.

Баня Сары-Гузель. Рисунок 1787 г.
Баня Сары-Гузель. Рисунок 1787 г.

Постепенно вокруг дворца разросся город, превратившийся в торгово-ремесленный и  культурный центр  государства Гирееев. По масштабам средневекового Крыма это был большой город с ремесленными кварталами и оживленными базарами — хлебным, овощным, соляным, кварталами торговых лавок. В конце XVII века в нем насчитывалось около 6 тыс. жителей: по численности это был второй после Каффы город Крыма (население всего полуострова не превышало тогда 250-300 тыс. человек). 

Путешественник И. Барбаро писал: «Лишь только хан изберет место для жительства своего, немедленно приступают к устроению базара, наблюдая притом, чтобы улицы были сколько можно шире», и далее: «При орде во всякое время неотлучно находятся сукновалы, кузнецы, оружейники и всякого рода мастеровые».

Город делился на 30 с лишним кварталов-приходов с мечетью в центре. Жилые дома и ханский дворец  были построены по одному принципу - снаружи, для чужих, глухие стены, а внутри неприступный, ниоткуда не просматриваемый двор. Для средневековья с его постоянной опасностью нападения извне такая планировка была необходимой.

В кварталах старого города действовал чистейший подземный водопровод. Вода из горных родников подавалась по глиняным трубам, уложенным в подземных коридорах - «кяризах» а затем уходила в оросительные каналы и многочисленные фонтаны.

 К концу XVII — началу XVIII века Бахчисарай становится чрезвычайно живописным и колоритным городом. Однако для Крымского ханства настают тяжёлые времена. Модернизация России превращает её в мощную империю и, напротив, Турция слабеет на глазах. Гиреи оказались заперты в границах засушливого полуострова. Традиционные доходы от работорговли упали до минимума и перед всей страной встал вопрос о выживании. Виноватых нашли среди христиан- греков и армян, которые жили в Крыму с незапамятных времён. Гонение на общины, представители которых традиционно развивали ремёсла и торговлю, обернулось запустением городов, в том числе и Бахчисарая. Завоевание Крыма Екатерина II осуществила по лекалам Петра Великого, т.е. не восстанавливала завоёванное, а строила новое. Но это уже другая история.