Найти тему
Наступление Машин

«Курская дуга» для комбайнёров РСФСР и РФ. Куда мы идём?

Оглавление

Всем дзен. Соляры в баки, угля в топки!

Тема сегодняшнего дня – машины в борьбе за урожай и что с того людям.

В стране собран очередной высокий урожай. Это событие вызвало опять же очередную волну сравнений с прошлым. В статье коснёмся и этого, но основное в ней - всё же личные размышления о перспективах для нас, людей, в происходящем вокруг темы урожая. Поговорим об этом.

Предыстория

Так уж получилось, что в моём детстве дорога из центральной усадьбы в город пролегала рядом с нашим совхозным гаражом. Прежде чем проехать мимо него, в окно автобуса можно было наблюдать его предполье. Если выражаться военным языком.

И на это предполье было страшно смотреть. Ассоциации реально с «Курской дугой» в её апокалипсическом представлении. На сотню метров всё утыкано разбитой техникой. От остовов, до ещё вполне внушающих уважение своей навороченностью. Махины комбайнов, «кировцев» и между ними всякая мелочь. Мы там даже не играли. Потому что всё было в крапиве и репейнике.

А вот задний двор гаража мы любили. Там тоже стояла разукомплектованная техника. Почти новая. С неё снималось то, что было нужно для поддержания в рабочем состоянии иных машин, но в принципе было легко представить себя хоть танкистом. Хоть комбайнёром.

Именно там за раскурку найденного «Беломора» в бардачке «кировца» получил от матери такого ремня, что с того первого класса школы больше и не курю.

Типичное "кладбище техники" советской поры. Источник фото:  img04.urban3p.ru
Типичное "кладбище техники" советской поры. Источник фото: img04.urban3p.ru

Для меня детские воспоминания о совхозном гараже - вот эта стоянка почти целых машин, по которым можно было лазить, и то страшное, бесполезное поле за его забором.

Прошлое и настоящее в цифрах.

РСФСР.

Если обратиться к справочнику (Сборник "Народное хозяйство РСФСР 1990"), то получается, что с 1980 по 1986 год включительно в республике выпускалось от 112 тысяч только зерноуборочных комбайнов. Оттуда же можно узнать, что в сельхозпредприятия РСФСР отгружалось больше половины произведённых машин.

Иными словами - каждый год около 60 тысяч новых комбайнов вступали в "бой за урожай".

А всего в том 1990 году в строю республики числилось более 407 тысяч танков этих машин.

  • На 63 млн. гектар, засеянных зерновыми в 1990 году.
  • И собранный урожай - 116,7 млн. тонн зерна в обработанном виде.

В относительных цифрах получается, что

  • один советский комбайн в среднем намолачивал около 300 тонн зерна со 150 гектар пашни. Опять же из средних цифр получается, что полное замещение парка комбайнов происходило в течение 7 лет.

РФ.

В 2017 году в стране было произведено 7606 комбайнов и это был лучший результат с 2010 года. В 2018 было произведено тоже не больше. Ещё чуть более 1000 комбайнов импортировали из-за рубежа. Общий парк комбайнов в РФ в 2018 году насчитывал менее 57 тысяч машин.

  • При 46,3 млн. гектар под зерновыми.
  • Собран урожай в 113 млн. тонн.

В относительных цифрах:

  • один российский комбайн в среднем намолачивает около 2000 тонн зерна с 800 гектар пашни. Опять же из средних цифр получается, что полное замещение парка комбайнов происходит тоже в течение 7 лет.

Выводы арифметические.

В РФ собираются сопоставимые с РСФСР урожаи

  • при меньших почти в полтора раза площадях посеянного,
  • и более, чем в 7 раз меньшем парке комбайнов.

Такова статистика.

Выводы человеческие

Защитники социализма традиционно указывают вот на эти 100 тысяч тракторов + 100 тысяч комбайнов, выпускавшихся в год. На те десятки миллионов шарикоподшипников, которые требовались ежегодно для этих и иных машин. И прочее, прочее, прочее подобное, что, безусловно, указывает на мощь промышленной базы прошлого. И её отсутствие сейчас.

«Охранители режима» упирают на то, что сейчас результаты по зерновым сопоставимые без вот этого прошлого перенапряга промышленности. Без тех десятков тысяч машин, «погибавших» в полях РСФСР ежегодно.

Сгоревший в поле "Дон-1500". Но значительно чаще техника просто разваливалась. Источник фото: nikvesti,com
Сгоревший в поле "Дон-1500". Но значительно чаще техника просто разваливалась. Источник фото: nikvesti,com

Что само по себе как бы намекает на их невысокие эксплуатационные качества и безалаберное отношение к технике её производителей, сельхозработников.

Я же хочу сказать иначе. И об ином, чего не видят (или не хотят видеть) в ходе этих регулярных споров.

Во-первых, прошло почти 30 лет. И сравнивать два периода уже некорректно. Хотя бы в силу того, что в упомянутом справочнике в 1986 году появилась отдельная строка со статистикой выпуска комбайна «Дон-1500». И чем больше год от года его выпускалось – тем меньше выпускалось иных комбайнов. Эта зависимость не линейная, но она присутствует.

Я это к тому, что и в РСФСР за 30 лет обязательно появились бы более энерговооруженные комбайны. С более высокими характеристиками в отношении потерь и эксплуатационных качеств. Текущие сравнения - это как сопоставлять результаты работы МТС 30-ых годов и крестьянские подворья с их эффективностью начала века. Тот же «Дон-1500Б» спокойно намолачивает сейчас за сезон 1700 тонн в средних по размерах хозяйствах при работе в 2 смены.

Во-вторых, сейчас абсолютно иначе выстроены процессы по использованию сельхозтехники.

Если смотреть статистические данные вглубь до 40-ых, то имеем следующую картину:

  • В 40-50 годы (время существования МТС), на условные 1000 гектар зерновых (мехколонны обрабатывали порядка 94% пашни) - приходилось 3,5 комбайнов;
Тракторы Борисоглебской МТС перед выездом в поле. 1930-ые. Источник фото: russiainphote,ru
Тракторы Борисоглебской МТС перед выездом в поле. 1930-ые. Источник фото: russiainphote,ru
  • В 60-90 годы на те же 1000 гектар для уборки требовалось около 7 комбайнов;
  • Сейчас около 1,2 комбайна.

Почему это произошло?
С «пост-МТС»-ской эпохой ответ на поверхности – каждый колхоз и совхоз обзавелись собственным парком машин, который был избыточным. Технику не жалели в прямом и переносном смыслах. Отсюда и эти «кладбища машин» по всей стране за каждым сельхоз-гаражом.

В современный период произошёл сначала распад пашни на лоскутное одеяло мелких паёв. Затем эти лоскуты начали укрупняться в виде фермерских хозяйств и сельхозкооперативов.

Это был объективный процесс, вызванный невозможностью содержания и закупки новой техники с малых размеров пашни. Статистически, кстати, сейчас в РФ средний размер фермерского хозяйства в аккурат 1000 гектар, т.е. примерно ровно столько, сколько "по зубам" в среднем для 1 комбайна в сезон.

Следом на всё это упали крупные агрохолдинги.
Именно наши современные агрохолдинги возродили в новом качестве сталинские МТС. Каждый из них имеет свои мехколонны. Которые мы можем наблюдать кочующими по нашим федеральным трассам от региона к региону. Вслед за текущими работами сельхоз сезона. С юга на север сначала идут тягачи с могучими тракторами и распашниками на платформах. Затем везут сеялки. Летом везут комбайны.

Перевозка комбайнов на новое место уборки урожая. Источник фото:  izhco.ru
Перевозка комбайнов на новое место уборки урожая. Источник фото: izhco.ru

У нас в Курской области это выглядит так:

  • Видишь вокруг бескрайние поля вызревшего ячменя;
  • Утром пришли с юга 10 тягачей с «Векторами» (или чем иным из современного), плюс несколько вахтовых машин с экипажами комбайнов и механиками;
  • К вечеру все поля в округе уже «лысые».

Один такой комбайн в мехколонне за сезон уверено намолачивает по 15000-17000 тонн. Сравните его с 300 тоннами за сезон советского комбайна из 1990-го года!

А что сравнивать, если процессы организации и ведения работ принципиально иные?

Беда человеческая

  • Просто от себя по наблюдаемому и как прогнозируемое в ближайшее будущее.

Местное население выключено из сельхозработ «крупняка». Максимум что удаётся ухватить – поработать своей машиной на перевозке зерна с полей на элеваторы. Нескольким счастливчикам находится место на этом элеваторе. В мехколоннах – гастербайтеры, потому что их труд дешев, и они не привязаны к конкретной местности.
Проникаетесь?

Даже к местным относительно небольшим компаниям уже подкатывают технологии агродронов будущего. Из новостного этого года:

Российский беспилотный комбайн установил рекорд по уборке урожая На днях в Курганской области представили «умный» беспилотный комбайн от российской компании Cognitive Technologies — российского разработчика программного обеспечения. В автоматическом режиме машина смогла убрать урожай пшеницы на площади более 110 га. В итоге с каждого гектара было собрано 67 центнеров — это рекордный результат.
Из более ранней статьи прошлого года. Источник коллажа roem.ru
Из более ранней статьи прошлого года. Источник коллажа roem.ru

Эти же комбайны-роботы в этом году тестировались на уборке урожая на полях России, Аргентины и Китая. Было объявлено о получениях контрактов на сотни комплектов, которые превращают обычный комбайн в автономный дрон.

В Томской области компания в этом же году обкатала иное решение – симбионта машины и человека. Рулил комбайном робот, а режимы работы штатного оборудования, как и прежде, контролировал комбайнёр. Не отвлекаясь на руль, он больше внимания уделал аспектом уборки. Результаты такого гибрида оказались лучше, чем у чисто робота и у комбайна с человеком на контрольных соседних полях.

Главная проблема разработчиков сейчас в том, что продвижение технологии агродрона напоролось на полное неприятие такого решения в сельхозорганизациях - там отказываются увольнять людей, из-за внедрения этого "железа". Отчасти по человеческим мотивам. Отчасти из-за недоверия в завершённость испытаний предлагаемой технологии.

Симбионт рассматривается, прежде всего, как временный компромиссный вариант для более лёгкого захода новых решений в хозяйства – человек же вроде как не уволен.

Его уволят потом. Когда бортовой комплекс запомнит не только цифровую карту маршрута по данному конкретному поля для более уверенной уборки в следующем году там же. Но и запомнит те манипуляции, которые делал комбайнёр с обвесом и режимами работы оборудования. Пока как страховка на будущее. Потом как замена человеку, когда начальство в дрона поверит.

То же самое сейчас происходит с тракторами, грузовиками, такси. Беспилотники широко охватывают наш мир. И работу многих. Они вытеснят в будущем гастербайтеров, которые ранее вытеснили нас с нашей работы у нас же дома.

Курская дуга. Буксировка подбитой Т-34 тягачом под огнём противника. Источник фото: waralbum.ru
Курская дуга. Буксировка подбитой Т-34 тягачом под огнём противника. Источник фото: waralbum.ru

Главными жертвами "Курской дуги" 1943-го были не танки. И не противотанковые орудия. Главными жертвами стали - люди. Как сейчас они же становятся жертвами наступления машин...

  • Уважаемые читатели, а что об этом думаете вы?

PST: Если Вам понравилась эта статья - поставьте лайк. Если возникло желание и далее знакомиться с моими авторскими статьями - подпишитесь. Спасибо за уделённое Вами время на чтение статьи. Хороших Вам дня и вечера.