В 1986 году у берегов Новороссийска затонул круизный лайнер "Адмирал Нахимов", унеся с собой жизни 423 человек.
31 августа ровно в 22 часа "Адмирал Нахимов" (командовал им капитан Марков) должен был отойти от причала № 34 порта Новороссийск, взяв курс на Сочи. На борту было 884 пассажира и 346 человек экипажа, да еще четверо членов семей команды.
Скажу сразу, что опасность столкновения была словно запрограммирована заранее: сухогрузы, возившие в то время хлеб с Кубани, и идущие к зерновым причалам, обязательно пересекали курс выходящих из порта судов. Создавалась реальная угроза столкновения для пассажирского лайнера, когда в тот же порт с полной загрузкой входил зерновоз водоизмещением в десятки тысяч тонн.
Итак, в 22.30 "Адмирал Нахимов" прошел ворота порта и какое-то время должен был следовать в зоне регулируемого движения порта Новороссийск. В 22.47 капитан Марков передал управление вахтенному помощнику, и ушел(!) в свою каюту. Где, по его словам, сел читать книгу Стивена Кинга "Воспламеняющая взглядом".
В это время портнадзор забеспокоился, видя подходящий к воротам порта сухогруз "Петр Васев". И запросил у последнего данные судна, а также сообщил о том, что из порта выходит "Адмирал Нахимов", который к этому моменту как раз заканчивал разворот.
Строго говоря, существует жесткое правило: при возникновении опасности столкновения уступить курс должно то судно, которое имеет встречное движение по правой стороне. "Петра Васев" находился как раз справа от "Нахимова", и имел все преимущество пройти первым. Но "Нахимов" дорогу не уступил. Отчего-то лайнер очень спешил, и по судовой рации с его борта настойчиво требовали пропустить его первым. Нехотя, капитан "Васева" Ткаченко все же согласился. Но, несмотря на его обещание, сухогруз продолжал двигаться прежним курсом.
Чудновский, вахтенный помощник на "Адмирале Нахимове", заметался. Он несколько раз требовал от "Васева" подтверждения о готовности уступить курс, видя, что сухогруз неумолимо надвигается на пассажирский лайнер.
А дальше Чудновский допускает непростительный для опытного моряка промах – он суматошно, несколько раз, меняет курс "Нахимова", чем только приближает роковую развязку.
Лайнер и сухогруз столкнулись в 23.12 почти под прямым углом. "Васев" ударил лайнер своим острым, как бритва, форштевнем в правый борт, вспоров в нем пробоину размерами 10 на 8 метров. В трюмы гибнущего лайнера хлынули сотни тонны воды. Уже через 4 минуты крен его достигал 45 градусов, а через 7 минут он стал погружаться.
Команда еще надеялась успеть выброситься на мелководье, но "Нахимов" уже не слушался руля.
Почти сразу после столкновения лайнер оказался обесточен. Когда крен достиг 60 градусов, "Адмирал Нахимов" затонул на глубине 47 метров за восемь минут.
Количество погибших было беспрецедентным. И сразу у следственной комиссии возникли вопросы: почему же не были использованы шлюпки и спасательные плоты?
Как оказалось, спустить шлюпки на "Нахимове" было просто невозможно – из-за сильного крена и качки. Из 38 удалось задействовать только одну. А большинство спасательных плотиков были намертво принайтованы толстой стальной проволокой…
Что касается сухогруза, погубившего лайнер, то на нем вообще словно никто никогда не занимался спасательными работами. Как описывают те, кому повезло спастись, это было просто невероятно. Огромное судно дрейфовало среди массы тонущих, и не предпринимало ничего, почти совсем ничего, чтобы помочь им подняться на борт.
Спустя много времени тех, кто еще держался на поверхности, подобрал пограничный катер и другие подошедшие на помощь суда.
В итоге комиссией был сделан вывод о том, что катастрофу определил целый ряд случайностей и ошибок судоводителей как с одной, так и с другой стороны.
И только в 1992 году тайна гибели "Адмирала Нахимова" была раскрыта. Дали показания люди, которым чудом удалось спастись с гибнущего "Нахимова", и которые молчали несколько лет. Эти двое – Телес и Кандыба. Они наконец сообщили, что вскоре после отплытия все главные машины судна были застопорены, и лайнер минут двадцать ждал подхода катера, на котором прибыл генерал Крикунов – начальник тогдашнего Управления КГБ по Одесской области. Это нарушение и оказалось роковым в судьбе судна. Расчеты показывают, что "Нахимову" не хватило всего полминуты, чтобы уйти от прямого таранного удара "Петра Васева". Необходимое время было упущено, чтобы принять на борт опаздывающего в круиз высокого чиновника. Случай беспрецедентный – круизный лайнер, едва отчалив, стопорит ход и ждет, пока на его борт не поднимется важный гость. Кстати, тот генерал тоже нашел свою смерть на борту "Нахимова" – вместе со всей семьей…
…Суд над обоими капитанами был долгим и трудным. Их, кстати, держали в помещении в специальных клетках из небьющегося стекла – опасались, что многочисленные родственники погибших растерзают обоих на месте. Приговор гласил: 15 лет лишения свободы для каждого.
В 1992 году их обоих помиловали.
Капитан Марков работал в Одесском пароходстве, скончался в 2007 году.
Ткаченко позднее эмигрировал в Израиль. Погиб на яхте у берегов Ньюфаундленда при невыясненных обстоятельствах в 2003 году.