Почему Иван Пырьев снял Кайдановского с роли Алеши Карамазова
Впервые Александр снялся в кино еще на втором курсе “Щуки” в драме режиссера Александра Зархи “Анна Каренина” (1967 г.). Роль была незначительной и прошла незамеченной, как и несколько его последующих небольших ролей в таких картинах, как “Первая любовь” (1968 г.), “И был вечер, и было утро” (1970 г.), “Пятнадцатая весна” и т.д.
У Кайдановского был прекрасный шанс сыграть Алешу Карамазова в экранизации романа Достоевского “Братья Карамазовы” (1968 г.) у режиссера Ивана Пырьева. Он успешно прошел пробы и был утвержден на эту роль. Но вульгарную шутку Александра по-поводу возраста пожилого режиссера, недавно женившегося на молодой актрисе Лионелле Скирде (“Пырьев умрет на скирде”), довели до сведения злопамятного Ивана Александровича. Неудивительно, что он снял Кайдановского с роли и взял вместо него Андрея Мягкова.
Всесоюзная слава пришла к Александру после съемок у Никиты Михалкова в военном фильме “Свой среди чужих, чужой среди своих” (1974 г.), где он блестяще сыграл налетчика Лемке, бывшего белогвардейца. С тех пор он был востребованным актером.
Лучшими его работами в кинематографе принято считать роли графа Воронцова в “Бриллиантах для диктатуры пролетариата“, бывшего царского офицера Зимина в “Пропавшей экспедиции” (здесь он познакомился с Евгенией Симоновой, ставшей его второй женой) и ее продолжении — “Золотой речке”.
“Сталкер”
Венцом его кинокарьеры стал фантастический фильм-притча “Сталкер”, снятый режиссером Андреем Тарковским по мотивам повести братьев Стругацких “Пикник на обочине”, в котором Кайдановский исполнил главную роль. В других главных ролях режиссер задействовал двух любимых актеров — Анатолия Солоницына и Николая Гринько, которых снимал почти во всех своих фильмах. Работа над картиной заняла более двух лет и тяжело далась всем участникам процесса.
С самого начала съемочную группу преследовали неудачи. В районе запланированных съемок в Таджикистане произошло землетрясение. Пришлось срочно искать новую площадку. В итоге, выбрали место под Таллином на реке Ягала, где обнаружили заброшенные плотину и электростанцию, идеально вписавшихся в сюжет.
Отношения Тарковского с его оператором Георгием Рербергом испортились еще до начала работы. Тарковский собирался взять на роль жены Сталкера свою супругу, а Георгий был категорически против и привел на пробы Алису Фрейндлих. Тарковский вынужден был согласиться, что Алиса — лучшая кандидатура.
Когда фильм был снят, при проявке на “Мосфильме” пленка оказалась полностью испорченной. Режиссер обвинил в случившемся Рерберга и выгнал его из картины. Убедив руководство увеличить бюджет, Тарковский приступил к съемкам второй версии. Он пригласил нового оператора, но тот сбежал через две недели, не выдержав неопределенности — Тарковский перестраивал материал на ходу.
Лишь третий оператор и заново переписанный Стругацкими сценарий, удовлетворили, наконец, придирчивого режиссера. Актеры, которым пришлось сниматься в бесконечном количестве дублей, были на грани нервного истощения. Один из них — Анатолий Солоницын, за время съемок фильма успел не только жениться на девушке-гримере, но и дождаться рождения сына.
“Сталкер” не вышел в широкий прокат и не был отмечен в прессе. О фильме заговорили только после того, как на Каннском фестивале в 1980-м году он был удостоен специального приза.
Общение с Тарковским произвело на Александра сильное впечатление: он решил сам снимать кино. Осознав, что роль, подобная Сталкеру, бывает раз в жизни, он утратил интерес к актерской карьере. Отныне Кайдановский снимался только тогда, когда нуждался в деньгах. В 1982-м году он поступил к Тарковскому на Высшие курсы сценаристов и режиссеров (ВКСР) Но доучиваться Александру пришлось уже у Сергея Соловьева — Тарковский эмигрировал в Италию. Там режиссер не забыл своего талантливого ученика — хотел снять Кайдановского в главной роли в своем новом фильме “Ностальгия”, но неблагонадежного актера не выпустили из страны.
Мне кажется, как режиссер, Кайдановский не успел найти свой стиль. Наиболее известной среди его немногочисленных работ стала картина “Жена керосинщика” (1988 г.), в которой явно прослеживается влияние Тарковского. Попробовал он заниматься и педагогической деятельностью — в 1989-м году вел режиссуру в Театральном училище имени Щукина, а в 1995-м — сценарную мастерскую в ВКСР.
О бурной личной жизни и последних годах актера читайте в продолжении