В 19 веке Рурская область быстро изменилась. Всего через несколько лет сельская идиллия становится самым важным промышленным регионом Германии. Тысячи людей стекаются из сельской местности в город. Многие находят работу на гигантском металлургическом заводе Альфреда Круппа, который когда-то начинал с малого.
Похоже на сценарий для голливудского фильма: 14-летний, еще юный и без бороды, после смерти отца должен возглавить компанию, маленькую кузницу со стальной машиной и с большой задолженностью. Через несколько десятилетий она стала крупнейшей промышленной компанией в Европе - и мальчик стал богатым, известным человеком.
Кто такой Альфред Крупп?
Эссен, октябрь 1826 г. Какое наследие: старая кузница, семь сотрудников и долги. Много долгов. Но после внезапной смерти отца Альфред Крупп, 14-летний парень, без выпускных экзаменов и университетских дипломов, быстро вливается в новые задачи. Он умен, изобретателен и знает, кто может помочь ему деньгами и советом.
И он амбициозен, даже упрям. Группа компаний Krupp, хочет выпускать лучшую стальную продукцию в мире. И действительно: ролики, зубила и монетные марки скоро будут продаваться за рубежом. Но именно железнодорожное строительство действительно заставило его фабрику работать.
В 1835 году поезд впервые в Германии, на маршруте Нюрнберг - Фюрт, нюрнбергско-фюрцкий поезд разведывал. Альфред Крупп, которому сейчас около 20, зарекомендовал себя хорошо. Он однин из первых в Германии приобрел кузнечные пружины, оси вагонов и ударопрочные колеса без сварных швов, которые он продавал в больших количествах с 1850 года. За следующие десять лет Крупп увеличит свой штат в семь раз, получив миллионы прибыли.
Его деньги дают ему влияние и власть, которые раньше были только у дворян. С 1859 года почти 50-летняя компания также производит пушки для Пруссии и других стран. В благодарность за заслуги прусский король присваивает ему дворянский титул. Крупп с благодарностью отвергает данный титул. Он говорит, что успех его достаточно высок.
Ему не нужно благородное звание: "Меня зовут Крупп, хватит".
Бизнес настолько хорош, что компания Крупп постоянно вынуждена нанимать новых людей, постоянно строить. И он не единственный в этом регионе. Как будто вирус свирепствовал в Рурской области в 19 веке. Вирус, который делает все зелено- серым. Там, где несколько лет назад были поля и луга, сейчас дороги и железные дороги прорубают волнистые земли. Высокофабричные дымоходы натыкаются на вечно дымчатое небо. Земля постоянно дрожит - под ударами десятков паровых молотков, которые образуют сталь.
Всего за несколько десятилетий территория вдоль рек Рур и Эмшер превратилась в индустриальный регион. Тысячи людей съезжаются из сельской местности в город, полные надежды на лучшую жизнь. Вместо того, чтобы использовать уголь и кормить животных, они добывают уголь в шахтах или используют машины на заводах.
Альфред Крупп опасается, что вскоре он не сможет найти новых рабочих и что его фабрика не сможет расти дальше. Уже в 1856 году у него появилось собственное общежитие, а с 1863 года к нему были пристроены новые многоквартирные дома. Везде действуют строгие правила внутреннего распорядка. Любой, кто появляется в столовой с грязными руками, попадает под строгий выговор. Большой успех не позволяет владельцу фабрики успокоиться и расслабиться. Совсем наоборот.
Альфред Крупп: "На своей земле я хочу быть хозяином и оставаться хозяином."
Крупп превращается в трудоголика, для него существует только завод. Его жена Берта и его единственный сын Фридрих Альфред живут с ним посреди завода, завернувшись в дым заводских дымоходов, раздраженный ударами молотка, который разбивал посуду в шкафах ночью. Только Альфред Крупп слышит в нем музыку, "больше, чем когда играют все скрипки в мире", - говорит он однажды.
Он также становится все более подозрительным. Он обвиняет каждого посетителя фабрики в шпионаже. Если работник приходит на работу с опозданием всего на пять минут утром, его опоздание вычитается из заработной платы за один час. В конечном итоге, по его словам, их придется приручить и проконтролировать. Он считает, что право голоса, требуемое рабочими и их партией SAP конца 1870-х годов, является глупым, излишним способом. На фабрике он хочет "быть хозяином и оставаться хозяином". Любой, кто даже читает социал-демократические газеты, будет немедленно уволен. С одной стороны…
С другой стороны, Крупп также очень заботился о своих работниках, строил для них квартиры и школы, пивные и книжные магазины. Он создает компанию медицинского страхования и пенсионного страхования, которая поддерживает работников в случае болезни и старости - задолго до государства, которое ввело государственную кассу медицинского страхования только в 1883 году с социальными законами. Как это сочетается?
Благословения Крупа - это крутой расчет.
Он требует от своих сотрудников преданности, усердия и послушания для его поддержки. В конце концов, этот расчет работает. Никогда не бывает забастовок и беспорядков. Но в 1873 году фабрика Альфреда Круппа неожиданно оказалась в серьезном кризисе. Он вложил все свои деньги в фабрику, которая сейчас настолько огромная, что город Эссен выглядит как пристройка к цеху фабрики. Но он ничего не откладывал на время кризиса. Только после того, как Кайзер Вильгельм замолвил за него словечко, банки выдают Круппу новые кредиты.
Компания спасена - и вместе с ней "Вилла Хюгель", куда он переезжает со своей женой и сыном в январе 1873 года. Это величественный особняк над озером Балденей в Эссене, 269 комнат, отапливаемый современной системой центрального отопления. Но это не работает должным образом. В коридорах сквозняки, все замерзают.
Берта Крупп, совершенно недовольная прохладой дома и ее мужа, его жаждой власти и ссорами, вскоре снова переезжает. Альфред Крупп, успешный стальной барон, проводит большую часть последующих лет в одиночестве в своей шаткой вилле. 14 июля 1887 года он умирает в возрасте 75 лет.