Нельзя отрицать, что доверие один из ключевых параметров при взаимодействии человека и робота
Как вы можете давать задачи, запрашивать информацию, либо программировать робота на определенную деятельность, если все результаты заведомо могут оказаться искаженными или ложными?
Поэтому учёные выделили три области доверия между роботом и человеком и изучили каждую из них.
Первая область доверия: Человеческая личность и взаимодействие человека с роботом
Экстраверсия и интроверсия наиболее часто используются личностью. Экстраверты чувствовали себя более комфортно с приближающимися роботами и чувствовали себя психологически ближе к роботам.
Экстраверты также были более склонны гуманизировать роботов.
Гуманизизация робота может быть определена как «представление роботов как людей и/или приписывание роботам человеческих качеств».
В частности, учёные обнаружили, что экстраверты с большей вероятностью не только антропоморфизируют роботов, но и считают, что роботы обладают уникальными человеческими качествами. Экстраверты были более довольны автономными роботами, тогда как интроверты предпочитали контролировать робота.
Интроверты также предпочитали роботов, которые выглядели более механически, чем роботы, выглядящие более гуманоидно. Тем не менее, были получены неоднозначные результаты относительно того, доверяют ли экстраверты роботам больше, чем интроверты.
Одно исследование обнаружило сильную положительную связь между экстраверсией и доверием к роботам, но, по крайней мере одно исследование этого не сделало.
Учёные в нескольких исследованиях выяснили другие пять основных черт личности.
Низкий невротизм / высокая эмоциональная стабильность положительно коррелировали с роботами-гуманистами и чувствами психологической близости и симпатии к роботам. Невротические индивидуумы (то есть более низкая эмоциональная стабильность), как правило, предпочитают механически выглядящих роботов по сравнению с гуманоидными роботами. Кроме того, по крайней мере, одно исследование не выявило значительных эффектов, связанных с какой-либо из пяти основных черт личности.
Гокли и Матарич (2006) изучали, как человеческая личность влияет на способность роботов мотивировать людей заниматься физическими упражнениями. Они обнаружили, что ни одна из пяти основных черт личности не имеет отношения к способности роботов мотивировать людей заниматься физическими упражнениями.
В исследовании, в котором не использовалась большая пятерка, изучалась роль уверенности в том, что люди берут советы у роботов.
Чидамбарам и соавторы (2012) исследовали влияние напористости человека на восприятие того, выполняли ли люди предложения робота. Самоуверенность человека не была связана с соблюдением, но была отрицательно связана с воспринятой убедительностью робота.
Вторая область доверия: Личность робота и взаимодействие человека с роботом
Как и в области доверия один, экстраверсия и интроверсия были наиболее распространенными значимыми предикторами.
Экстравертированные роботы производили на людей более позитивное впечатление, считались более игривыми и заставляли людей смеяться и улыбаться больше, чем интровертные роботы.
Точно так же роботы-интроверты производили менее позитивное впечатление и считались гораздо более серьезными, менее игривыми и менее приятными.
Учёные в двух исследованиях изучали возможные модераторы между воздействием экстраверсии и взаимодействиями человека и робота.
Leuwerink (2012) исследовал, повлиял ли тип взаимодействия (групповое или диадическое) на влияние экстраверсии и интроверсии личности робота. Интровертный робот воспринимался как более умный в групповом взаимодействии, но экстравертный робот воспринимался как более умный в диадическом взаимодействии.
Tay, Jung and Park (2014) исследовали, повлияла ли профессиональная роль (безопасность против здравоохранения) и пол (мужчина против женщины) на влияние экстравертной личности робота на взаимодействие человека с роботом.
Участники имели более положительный ответ на экстравертного робота здравоохранения, чем интровертного робота здравоохранения. Однако участники получили более положительный отклик на робота-интроверта, чем робота-экстраверта.
Другие исследования изучали влияние личностных качеств роботов не большой пятерки. Мошкина и Аркин (2005) исследовали, увеличит ли проявление личности робота его простоту использования, приятность взаимодействия, привязанность и настроения, связанные с роботом.
Результаты показывают, что проявление индивидуальности робота действительно увеличивало удобство использования и снижало негативное настроение. Не было значительных различий в отношении приятного общения, привязанности или увеличения позитивного настроения.
Пауэрс и Кислер (2006) исследовали влияние таких личностных качеств робота, как «большая пятерка», таких как общительность, знания и доминирование. Они обнаружили, что две черты личности - знание и коммуникабельность - опосредовали влияние внешнего вида робота и то, приняли ли люди совет робота.
Третья область доверия: Человек-Робот, сходство и различия
Экстраверсия и интроверсия снова были наиболее распространенными значимыми предикторами.
Учёные обнаружили, что люди предпочитают роботов, которые похожи на них. Экстраверты предпочитали экстравертных роботов, а интроверты предпочитали интровертированных роботов.
Они также исследовали сходство между людьми и роботами в отношении экстраверсии и интроверсии. Экстраверты предпочитали больше взаимодействовать с роботами, которые отображали поведение в соответствии с экстравертом, в то время как интроверты предпочитали больше взаимодействовать с роботами, которые отображали поведение в соответствии с интровертом.
В то же время люди склонны полагать, что их личность отличается от личности робота.
Исследовали изучили предпочитают ли люди роботов, которые похожи или отличаются от них (т.е. дополняют друг друга) по своей личности. Они обнаружили, что люди предпочитают роботов, которые отличаются от них. Взятые вместе, есть результаты, подтверждающие преимущества как сходств, так и различий.
Учёные в одном исследовании пытались объяснить, когда люди могут предпочесть роботов с похожими и разными личностями.
Авторы изучали предпочтение экстравертов и интровертов роботам, которые выполняли две задачи: задачу очистки и задачу гида.
Как правило, экстраверты доверяют экстравертному роботу больше, чем интровертному, в то время как интроверты одинаково доверяют и интровертированному, и экстравертному роботу.
Однако при выполнении задачи очистки интроверты доверяли экстравертным роботам больше, в то время как экстраверты одинаково доверяли и интровертированным, и экстравертным роботам.
Но для задачи гида оба предпочитали экстравертных роботов.
Таким образом, можно сделать вывод, что доверие людей к роботам строится на различных факторах, отражающих не только характеристики роботов, но и личность конкретного человека.
Поэтому кибернетика будущего будет основана не только на технически максимально эффективной деятельности, но и на личностных параметрах робота, для полноценной интеграции роботов с социумом.