В горнодобывающей отрасли первое десятилетие XXI века характеризовалось повышенным вниманием к социальным последствиям на местном и национальном уровнях со стороны промышленности, правительств, представителей гражданского общества, кредиторов и инвесторов.
В период с 2005 по 2012 год эта социальная направленность набирала обороты и привела к серьезным обсуждениям новых норм. Стимулом для такого развития событий служат многие факторы, в первую очередь общины, затронутые горнодобывающей промышленностью.
Оппозиция, конфликты и сопротивление горнодобывающей промышленности на местном уровне, равно как и осведомленность об этих вопросах, возросли и усилились во всем мире.
Здесь мы сосредоточимся на трех элементах, которые кристаллизовали возникающие социальные проблемы:
- работе Специального представителя Генерального секретаря по вопросу о правах человека и транснациональных корпорациях (2005-2011 годы);
- принятии закона Додда-Франка о финансовой реформе в Соединенных Штатах (2010 год);
- принятии Генеральной Ассамблеей ООН Декларации ООН о правах коренных народов (2007 год).
В том же году была опубликована Рамочная программа ответственного горного дела, начался глобальный процесс, который окажет значительное влияние на разработку стандартов в области прав человека, связанных с горным делом, в течение многих последующих лет.
В 2005 году Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан назначил профессора Джона Рагги своим Специальным представителем по вопросам предпринимательства и прав человека.
Рагги изложил схемы предполагаемых нарушений прав человека предприятиями; новые стандарты международного права прав человека и международного уголовного права; новую практику государств и компаний; комментарии договорных органов Организации Объединенных Наций об обязательствах государств в отношении связанных с предпринимательской деятельностью нарушений прав человека; воздействие инвестиционных соглашений и корпоративного права и регулирования рынка ценных бумаг на политику государств и предприятий в области прав человека; и смежные вопросы.
В 2011 году Рагги опубликовал Руководящие принципы предпринимательской деятельности в аспекте прав человека: Реализация Рамок ООН "Защита, соблюдение и средства правовой защиты" (Руководящих принципов), которые были единогласно одобрены Советом ООН по правам человека.
Рагги утверждает, что корпорации обязаны уважать права человека, а именно "не причинять вреда". Трудно переоценить значение выхода ООН на нормотворческую арену для бизнеса. Основанные на правах человека стандарты, укоренившиеся в ООН, теперь станут альтернативным источником рекомендаций и требований наряду со стандартами деятельности Всемирного банка, основанными на оценке риска, которые стали общепризнанным сводом норм для горнодобывающих компаний.
Хотя для горнодобывающей промышленности руководство по осуществлению Руководящих принципов в конкретных секторах еще не разработано, важное значение будут иметь, в частности, следующие требования:
- проявленная на уровне проектов должная осмотрительность в области прав человека;
- создание основанных на правах человека внесудебных механизмов рассмотрения жалоб на уровне проектов;
- доказательства того, что материалы, поставляемые через производственно-сбытовую цепочку проекта, производятся с соблюдением прав человека (не наносят вреда).
Руководящие принципы требуют, чтобы компании проявляли должную заботу о правах человека.
Для горнодобывающей промышленности это означает, что необходимо оценивать и предотвращать или устранять потенциальные риски для прав человека на уровне проектов или обеспечивать транспарентность на каждом этапе разработки, от разведки до закрытия.
Одним из инструментов оценки потенциального воздействия на права человека в общинах, затронутых горнодобывающей промышленностью, является оценка воздействия на права человека (ОВПЧ).
Был разработан ряд различных инструментов ОВПЧ. Только один инструмент, разработанный бывшим Международным центром по правам человека и демократическому развитию (Права и демократия) в Канаде, был разработан на основе широкого участия, что дает больше уверенности в том, что община, наиболее вероятно, будет затронута минным проектом, участвует в оценке.
Поскольку процесс проведения ОВПЧ , вероятно, будет носить инвазивный характер для общины, важно, чтобы община дала свое согласие на этот процесс. Без согласованного и основанного на широком участии процесса ОВПЧ может создать дополнительную напряженность, а не способствовать ее разрешению.
Например, в случае местной оппозиции к шахте ОВПЧ может восприниматься обществом как инструмент, который будет использоваться компанией для подрыва своей деятельности.
Если материал кажется вам интересным поставьте лайк и подпишитесь на канал чтобы не пропустить новые публикации.
Спасибо за внимание