Найти тему
Ну право же, господа!

Крым и Россия: Перспектива морского права

16 сентября 2016 года Украина возбудила арбитражное разбирательство против России по части XV и Приложению VII Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 года (ЮНКЛОС).

Это дело касается оккупации Крыма Россией в 2014 году, которая, как показано в этой статье, коренным образом нарушила морской порядок в Черном море, Азовском и Керченском проливах. Требования Украины в Арбитраже касаются, в частности, предполагаемых нарушений навигационных возможностей Украины через Керченский пролив и Азовское море.

Источник: http://vg-news.ru/n/119483
Источник: http://vg-news.ru/n/119483

Однако процессуальное постановление Арбитражного суда от 20 августа 2018 года о разделении производства на два отдельных этапа по предварительным возражениям и существу дела подтвердило, что Украина заявляет о нарушении прав прохода.

В процессуальном приказе упоминаются возражения против юрисдикции, высказанной Россией. Россия, по мнению Украины, утверждала, что "Керченский пролив не является проливом, регулируемым ЮНКЛОС ", поэтому, Украина подала иск на основании права прохода согласно части III ЮНКЛОС.

Поскольку классификация Керченского пролива как пролива, регулируемого частью III ЮНКЛОС, зависит от классификации соединяющих его вод, вопрос о статусе Керченского и Азовского проливов в рамках международного морского права очевиден. Остается вопрос о потенциальных правах проезда Украины через Керченский пролив на основе правового статуса, а также соответствующих двусторонних договоров между Украиной и Россией.

Включение Крыма в состав России представляет собой аннексию и этот процесс не изменяет ранее существовавшую правовую ситуацию. При анализе режима прохода через Керченский пролив в мирное время, на который ссылаются и Россия и Украина в Арбитражном суде, примечательно, что в Постановлении Арбитражного суда РФ от августа 2018 года о раздвоении юрисдикции и приемлемости не упоминается возражение России в связи с заменой применимых норм ЮНКЛОС правом ведения военных действий на нормы морского права.

Важность Азовского и Керченского морей для судоходства.

Азовское море - это небольшое мелководье, связанное проливом с Черным морем. Керченский пролив, который является единственным соединением между Азовским и Черным морями, расположен между Керченским полуостровом на западе и Таманским полуостровом на востоке. Если Керченский полуостров входит в состав Крыма, то Таманский полуостров расположен на территории Краснодарского края. Длина Керченского пролива составляет около 45 км, а его самая узкая точка в северной оконечности Чушкинской косы - всего около 3-5 км в ширину.

Керчено-Еникальский канал, построенный в 1877 году и до недавнего времени находившийся в ведении Украины, является единственным судоходным водным путем через Керченский пролив, через который проходят крупные суда. Небольшие суда могут использовать российские фарватеры, расположенные к востоку от канала. По имеющимся данным, более 8000 российских и украинских судов, в основном, использовали канал для прохождения через Керченский пролив в среднем за год.

По имеющимся данным, это обеспечило не менее 80 млн. долларов США доходов для поставщиков лоцманских услуг в Керченском морском порту. После оккупации Крыма Россией в 2014 году, Министерство инфраструктуры Украины приняло приказ о закрытии всех крымских портов, включая два порта в Керченском проливе (Керченский морской рыбный порт и Крымский порт). Эти меры значительно сократили количество судов, заходящих в крымские порты. В 2014 году Украина сообщила Международной морской организации, что она больше не может гарантировать безопасность судоходства в портах полуострова и прилегающих водах. В рамках своей политики непризнания Европейский Союз запретил судам, плавающим под флагом государств-членов ЕС, "осуществлять какие-либо платежи в пользу Керченского управления порта и администрации порта Севастополь".

Также сообщалось, что в 2015 году крымские порты понесли значительные экономические убытки. В 2016 году ситуация не улучшилась. Более того, за последние 2 года Украина преследовала капитанов судов, которые входили в крымские порты и конфисковали суда. Например, в 2017 году украинские власти арестовали и конфисковали судно "Sky Moon" под танзанийским флагом.

Правовой статус Азовского моря и Керченского пролива

До 1991 года преобладали два мнения о правовом статусе Азовского моря. Один заключался в том, что притязания на Азовское море как территориальные воды и часть СССР представляются разумными и не будут оспариваться. Важно отметить, что это терминологическое различие может существовать в силу того факта, что термин "территориальные воды" часто использовался в те дни для обозначения вод, которые с сегодняшней точки зрения были бы либо частью территориального моря, либо внутренними.

В любом случае, можно с уверенностью сказать, что до 1991 года Азовское море отвечало требованиям "бухты, побережье которой принадлежит одному государству" в соответствии со статьей 7 Конвенции по морскому праву 1958 года и статьей 10 Конвенции по территориальному праву.

После 1991 года Советский Союз уступил Крым Украинской Советской Социалистической Республике, в то время входившей в состав СССР, в 1954 году. В результате, в настоящее время существуют два прибрежных государства, граничащих с Азовским морем и Керченским проливом. Однако морская граница между Россией и Украиной в Азовском море не была установлена, и этот вопрос оставался предметом разногласий между двумя государствами.

В то время было неясно, рассматривают ли Украина и Россия Азовское море в качестве общих внутренних вод или нет. Есть признаки того, что по крайней мере Украина, возможно, рассматривала или собиралась рассматривать часть Азовского моря в качестве своего территориального моря, а не как внутренние воды.

Кроме того, согласно статье 2 законопроекта Украины 2002 года о внутренних водах, территориальном море и прилежащей зоне, территориальное море Украины включает прибрежные воды Украины в Азовском море в пределах 12 морских миль. Однако этот закон не был принят, поскольку Россия оказала давление на Украину, начав строительство плотины между российским побережьем и островом Тузла в 2003 году.

В 2003 году Россия и Украина заключили Договор о государственной границе 2003 года, в статье 5 которого говорится следующее: "вопросы, касающиеся прилегающих морских вод, решаются по соглашению между Договаривающимися Сторонами в соответствии с международным правом".

Ситуация в Черноморско-Азовском регионе еще больше обострилась в последние годы. 25 ноября 2018 года Россия силой воспрепятствовала вхождению трех украинских военно-морских судов в Азовское море через Керченский пролив и некоторые факты являются спорными и неясными.

25 ноября 2018 года три украинских военно-морских корабля, дислоцированные в Одесском порту в Черном море попытались пройти через Керченский пролив и в Азовское море для укрепления украинской базы в Мариупольском порту. По сообщениям, украинские суда уведомили российские власти о своем намерении пройти через Керченский пролив, но, по словам России, не в течение срока, установленного Россией.

Украина утверждает, что уведомление соответствовало предыдущей практике и что керченское портовое управление не ответило. По сообщениям, российские власти приказали украинским судам остановиться, но приказ не был выполнен. Затем украинские корабли были перехвачены двумя российскими патрульными кораблями береговой охраны, прежде чем они смогли войти в Керченский пролив. В ходе последовавшего за этим противостояния одно из украинских судов несколько раз таранилось, а Керченский пролив был заблокирован российским танкером. Затем украинские корабли изменили курс к Черному морю, где они были обстреляны российскими кораблями, а затем взяты под российский контроль.

Украинские экипажи, в том числе раненые в ходе инцидента моряки, были арестованы, украинские суда захвачены. Похоже, что украинские корабли вошли в территориальное море Украины, прилегающее к Крыму, и, возможно, в какой-то момент также вошли в территориальное море России с материковой части России. Однако стрельба и захват украинских судов, по-видимому, происходили за пределами территориального моря любого государства.

Действия России в значительной степени подверглись критике международным сообществом. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла резолюцию, в которой она "призывает Российскую Федерацию воздерживаться от создания препятствий для законного осуществления прав и свобод судоходства в Черном, Азовском и Керченском проливах в соответствии с применимыми нормами международного права, в частности положениями Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 года".

Украина заявила, что проход был осуществлен в соответствии с положениями всех многосторонних международных договоров и правил судоходства.

С другой стороны, Россия назвала инцидент "грубым нарушением украинскими военными кораблями правил мирного прохода в территориальные воды Российской Федерации в Черном море".

Таким образом, Россия отрицает существование международного вооруженного конфликта как до, так и после инцидента и поэтому в отношении инцидента не ссылается на закон морской войны. Важным вопросом, который возникает в связи с вышеупомянутыми заявлениями Украины, является продолжающийся международный вооруженный конфликт Украины и России.