Найти тему

И всё-таки возраст имеет значение

Оглавление
https://pixabay.com/ru/photos/%D1%81%D0%BC%D0%B0%D1%80%D1%82%D1%84%D0%BE%D0%BD-%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%BE-%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%89%D0%B8%D0%BD%D0%B0-%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%8B%D0%B9-baby-1987212/
https://pixabay.com/ru/photos/%D1%81%D0%BC%D0%B0%D1%80%D1%82%D1%84%D0%BE%D0%BD-%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%BE-%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%89%D0%B8%D0%BD%D0%B0-%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%8B%D0%B9-baby-1987212/

Психологи и социологи полагаются на хронологический возраст как на центральную часть своих аналитических рассуждений.

Психологи, занимающиеся вопросами продолжительности жизни, например, связывают возраст

  • с личностными характеристиками и поведенческими установками;
  • представлениями о себе и процессами саморегуляции;
  • преодоления трудностей и постановки целей.

Они связывают возраст с повседневным социальным взаимодействием, изучая, как он влияет на ожидания и оценки людей, участвующих в таких процессах.

Аналогичным образом социологи предполагают, например, что члены целых обществ или входящие в них подгруппы разделяют базовые представления об изменениях, происходящих между рождением и смертью, а также о социальных ролях и деятельности, которые должны происходить в разные периоды жизни.

Предполагается, что люди организуют свою жизнь и ведут себя в соответствии с этими идеями. Центральные институты общества (учреждения, связанные с семьей, образованием, работой или досугом ) также должны быть организованы таким образом, чтобы отражать и укреплять эти идеи, а также законы и политику, которые их регулируют.

Возраст становится ключевым аспектом, который общество использует при определении прав и обязанностей, а также при распределении социальных ресурсов.

Пожалуй, единственный наиболее важный признак на протяжении всей жизни - акцент на сроки - символизирует степень, в которой социологи полагаются на возраст как на часть своих взглядов.

Принцип выбора времени заключается в том, что возраст, в котором происходит переживание, во многом зависит от того, как оно происходит.

Акцент на сроки, например, иллюстрируется многолетним исследованием возрастных норм для перехода взрослых. В этом исследовании рассматриваются последствия, которые происходят в то время, когда значительные взрослые переходы - такие как уход из дома, брак или рождение детей - происходят "рано", "вовремя" или "поздно".

Акцент на сроки также отражен в классическом исследовании, в котором рассматривается влияние исторических событий, таких как,например, Великая депрессия. Этот период отличался для подростков постарше и подростков дошкольного возраста.

Этот простой пример раскрывает основной исходный посыл в обеих областях: возраст имеет значение, и в целом, для изучаемых явлений, связанных с отдельными лицами, группами или обществом.

Однако в последние десятилетия также наблюдается снижение значимости возраста и ослабление возрастных ограничений при переходе от одного возраста к другому.

Хорошим примером тому являются ранние совершеннолетние годы, когда всего несколько десятилетий назад уход из дома, окончание школы и поиск работы происходили в относительно короткие промежутки времени.

Вступление во взрослую жизнь занимает больше времени и происходит более индивидуализированным образом, при этом некоторые из этих событий разобщены.

Некоторые не происходят и до 30-ти лет, а некоторые происходят в другом порядке или с разными интервалами. То же самое можно сказать и о переходах в более поздней жизни.

Действительно, пожилой возраст может быть наиболее изменчивым из всех жизненных периодов, отчасти потому, что сам возраст является основным механизмом генерирования изменчивости. Вокруг нас мы можем видеть примеры поведения и амбиций, которые не соответствуют возрастным ожиданиям.

Возраст становится более бедным показателем самосознания, целей, достижений или неудач, предвидения грядущих событий и способности справляться с изменениями.

Даже если люди считают, что возраст не должен иметь значения, когда дело доходит до определения этих вещей, возраст, безусловно, устанавливает некоторые нижние и верхние пределы возможностей жизни, будь то в силу личных способностей и навыков или социальных условностей. Некоторые ограничения, связанные с юной молодостью или старостью, нелегко преодолеть.

В условиях ослабления и даже отсутствия четких жизненных сценариев необходимо задаться вопросом, как люди интерпретируют свое прошлое или проектируют свое будущее?

Что происходит с психическим здоровьем людей в таких условиях? Что происходит с функционированием групповой жизни или общества?

Ученые также должны спросить, насколько изменчив жизненный опыт и как много изменений может произойти в мире, прежде чем появится мало примеров для описания или объяснения.

Успехи в исследовании жизненного цикла индивидуальных факторов продолжаются так, как будто более крупные социальные силы не имеют значения, выходят за рамки исследования, не могут быть изучены или уже отражены в изучаемых явлениях и не требуют изучения сами по себе.

Последнее, пожалуй, наиболее типично для психологических исследований продолжительности жизни, и в определенной степени это так.

На индивидуальном уровне социальные силы могут быть представлены или воспроизведены привычными и даже бессознательными способами. Социальные силы действуют, предъявляют к нам претензии, оставляют свой след и не должны входить в наше сознание.

Возраст является одной из ключевых переменных, которую мы используем для поиска или понимания закономерностей.

Когда возраст теряет свою ценность, значение и предсказуемость, сама основа, на которой мы стоим, - наши возрастные теории, вопросы и методы - также начинают уступать место.

В то же время совершенно очевидно, что возраст имеет разное значение для отдельных людей и общества, и он важнее для одних людей и в одних обществах, чем в других.

И даже указывая на драматические социальные изменения, произошедшие за последние полвека, важно помнить, что сегодня в мире существует справедливое и даже удивительное количество порядка, большая часть которого по-прежнему основана на возрасте.

https://pixabay.com/ru/photos/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%8B%D0%B5-%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C%D0%BC%D0%B0-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%BE-%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%8B%D0%B5-%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D0%B8-1082299/
https://pixabay.com/ru/photos/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%8B%D0%B5-%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C%D0%BC%D0%B0-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%BE-%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%8B%D0%B5-%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D0%B8-1082299/