День 13 января 1982 года с самого утра обещал немалые трудности для Вашингтонского национального аэропорта. Погодные условия – хуже некуда. Всю ночь шел густой мокрый снег, засыпавший самолеты. С уборкой же возникли большие проблемы: бастовали работники службы движения. Пришлось вызвать военнослужащих, у которых опыта работы в гражданской авиации, естественно, не было.
Поверхность самолета “Боинг-737” так же долго очищали ото льда, как и другие самолеты. Температура опустилась до -4ºС, снег не прекращался.
Наконец, пилоты получили возможность проверить показания приборов перед полетом. Проверка проходила в соответствии с Контрольным перечнем.
Командир корабля приказал отключить “Противообледенительную систему”, так как наружная температура была ниже предупреждающей о возможности обледенения.
Но лед и снег еще оставались на крыле и на оперении самолета. Главное же – обледенели датчики полного давления, что привело к нарушению в показаниях прибора, определяющего степень повышения давления в двигателях. Он намного завышал показания – на 25–30%.
Завышенными оказались и данные некоторых других приборов – расхода топлива, температуры выхлопных газов, частоты вращения.
В начале разбега второй пилот обратил внимание на несоответствие показаний приборов контроля взлетному режиму. Он доложил об этом командиру корабля, который никак не отреагировал на сообщение.
Корабль оторвался от взлетно-посадочной полосы и с трудом начал набирать высоту. Почувствовалась тряска штурвалов, и стало ясно, что подняться выше самолет, находившийся в черте города, не сможет. Лайнер успел пролететь еще всего несколько сотен метров и столкнулся с мостом через реку Потомак.
Мост был к этому моменту был переполнен автомобилями.
Люди услышали гул работающих двигателей, который тут же стал нестерпимым. В ужасе все увидели огромный самолет, который стремительно врезался в ограждение моста, разнеся его в прах.
Несколько легковых машин оказались сплющенными, как консервные банки. Другие были разрезаны, словно ножом, стальной пятой, предназначенной для защиты хвостовой части фюзеляжа.
Горизонтальное оперение сбросило с моста десятки машин. От страшного удара фюзеляж самолета разломился на две части. Носовая, все еще движимая тягой двух двигателей, разбила парапет моста и с огромной высоты рухнула на лед. Лед проломился и ледяная вода накрыла самолет.
Многие пассажиры погибли сразу же от чудовищного удара, другие нашли свою смерть в темной холодной воде Потомака.
Хвост самолета тоже наделал немало разрушений: он снес ограждение, раздавил и сбросил с моста несколько машин, прежде чем рухнуть в воду.
Правда, хвостовая часть, в отличие от носовой, камнем на дно не пошла, какое-то время она держалась на плову.
Десятки людей бросились к парапету, надеясь, что хоть кто-то в самолете остался жив. Но только когда хвост уже ушел под воду, среди обломков корабля и льдин, в пенящейся воде вдруг показалось несколько голов. Их было шесть. Шесть человек отчаянно боролись за свою жизнь. Они цеплялись за обломки и за лед, даже поддерживали друг друга, но силы быстро оставляли их. Вот осталось лишь пять человек.
Нашлись храбрецы, которые попытались добраться до тонущих с берега, сначала по льду, а потом вплавь. Но ледяная вода тащила на дно людей в тяжелой намокшей одежде.
Пятеро все еще боролись за свою жизнь, когда послышался звук подлетающего вертолета. Полицейский вертолет спустился к самой воде, но у гибнущих людей не хватало сил, чтобы окоченевшими пальцами ухватиться за лыжи. Рискуя собственной жизнью, на лыжу выбрался второй пилот. Он обхватил одного из тонущих руками и так держался до берега. Удалось спасти троих, двое не выдержали всего нескольких минут до спасения.
На мосту творилось нечто страшное: десятки раздавленных, искореженных машин и обезображенные трупы.
Сразу же после катастрофы была создана следственная комиссия. После детального изучения всех возможных данных о трагедии комиссия сделала ответственное заключение: экипаж корабля не имел права начинать полет при наличии льда и снега на аэродинамических поверхностях, капитан корабля не сумел разобраться в отклонении показаний приборов и не прислушался к мнению второго пилота,.
Но главное: недостаточный опыт экипажа по выполнению полетов в зимних условиях, несвоевременное, ускоренное присвоение пилотам высоких категорий.
Ставьте лайк, если статья понравилась!
За подписку - отдельное спасибо :)