Статья будет немного отличаться от наших повседневных текстов с обзорами новых технологий и оружия, но все же по нашему мнению является очень важной, так как ситуация может в дальнейшем коснуться всех граждан страны.
Сегодня стало известно, что замглавы Росгвардии - Олег Барукаев, просит предоставить ведомству право на "сбивание дронов" (БПЛА) с помощью оружия без использования спецсредств (ключевое слово), на которые в бюджете просто нет денег, для защиты «охраняемых объектов».
Под эти цели планируется использовать «оружие и боевую технику», что у человека хотя бы немного знакомого с оружием должно вызвать желание выкапывать траншеи, а если коротко - повтор ситуации полигона войсковой части №6795, но в более "урбанистической местности" со множеством потенциальных жертв.
Защита от терактов с участием "беспилотников", как таковая, не нова — используется определённый инструмент для достижения противоправных целей просто в слегка модифицированной форме (начиная от мифа о Троянском Коне).
Почти во всех медиа "легальное оружие" и "стрелковую публику" пропагандистки связывали с беззаконием и жертвами, оперируя идеей, что "оружие убивает" (что не так, оно является инструментом для поражения цели).
Эта идея довольно быстро была "растоптана" реальностью инцидентов с участием пассажирских самолётов и автомобилей, которые просто невозможно предотвратить.
Досталось также и ножевой публике, хотя отчётливо ясно, что большинство случаев применения такого предмета при терактах происходит не со "специализированными моделями", а с хозяйственно-бытовым классом инструментов.
Поэтому возникают вопросы:
- почему для защиты от самолётов и грузовиков нужны спецсредства, а от дронов нет?
- можно не ставить население перед выбором - опасность теракта или же "дождь из пуль"?
- если сбить "дрон", то спасёт ли это от негативных последствий?
В применении "стрелкового оружия" для защиты от дронов в данный момент неверно практически всё: оружие, боеприпасы (патроны), "способ наведения" и человеческий фактор, а также не забудем про уже сложившиеся факты "новейшей истории".
1. Оружие
Вооружение Войск национальной гвардии России практически всё нацелено на поражение целей человеческих и схожих габаритов. Точность, как и в принципе вся концепция современных подразделений такого типа, основана на "тактической/снайперской отметке" в одну угловую минуту (+/- 2,5 см на 100 м), "идеально" подходящей для остановки человекоподобных целей, что можно даже заметить в используемых мишенях - где область головы часто не имеет разметку из-за большой вероятности промаха в стрессовой ситуации.
Возьмём то, что точно будет присутствовать в экипировке бойца - пистолет, которым чаще всего будет выступать ПМ.
Его "сферическая точность в вакууме" (станок/стрельбище/хороший патрон), согласно открытым источникам, составляет 16 см на 50 м, что при усреднённом дроне 21×9×8 см будет сложной мишенью, не говоря уже про движение беспилотника, качество патрона, готовность стрелка и нюансы механики оружия, вроде длинного хода спуска при недовзведённом курке.
Как в таком случае будет происходить эффективная стрельба по такому объекту?
Если же мы берём что-то более "серьёзное", то увеличиваем в разы опасную дистанцию падения пуль и осколков.
2. Боеприпасы
Часто упускаемый некомпетентными ресурсами аспект - чем же будет собственно стрелять оружие. Специализированные снаряды для поражения БПЛА появились немногим позже чем сами устройства ( вроде Nammo ), но на них нет денег, и похоже в "нашем случае" для этого будут использоваться стандартные патроны с пулями "тупоносыми" полуоболочками и цельно металлические FMJ.
Опасная дистанция таких выстрелов "куда-то туда" составляет ~500 метров, сохраняя на них довольно "неприятную" энергетику в 100-250 Дж (даже если меньше, за счёт ветра и короткого ствола, попадание металлической пулей все равно будет опасно для жизни).
Опять же, если берём винтовку/карабин - эта дистанция увеличится в разы.
3. Способ наведения/прицеливания
Стоит упомянуть, что на пистолете ПМ в штатной версии будет стоять механический прицел, предназначенный для "наведения" в человекоподобные цели на дистанции 10-50 м, мушка которого будет полностью закрывать дрон, а целик - всю местность рядом с ним.
Если же мы берём винтовку/карабин ситуация будет почти такой же, с разницей только в том, что на них может стоять оптика, которая также не предназначена для поиска цели в небе.
4. Человеческий фактор
Логично предположить, что до этого момента служащие Росгвардии не проходили тренировочную стрельбу по мишеням такого типа, и вероятность попадания по ним можно описать литературным определением "50 на 50", как и встречу мамонта в метро — или да или нет.
Попадание в такой объект своей сложностью сопоставима с уровнем спортивных практических стрелков, использующих высококлассный комплекс стрельбы (оружие/патрон/оптика), в то время как служащий просто не имеет столько времени на оттачивание узконаправленных навыков поражения мелких целей в воздухе.
5. Факты
То что за целью будет находится что-то ещё похоже, мало кого волнует, исходя из практики и прецедента с полигоном №6795, который даже после обнаружения фактов попадания пуль в дома жителей отказывался признавать это и закрывать для тренировочной стрельбы из "дальнобойного" оружия.
Ситуация требует большей прозрачности и разъяснений, так как размытые формулировки и некомпетентность могут привести к трагедиям. В любом случае, даже если будут выпущены стандартные комментарии вроде: «вырвано из контекста... неправильно поняли... это все неправда...» каждому надо быть готовым к защите своего здоровья и жизни отстаивая свои права на безопасность.
32