Найти в Дзене
Александр Дедушка

Учительская сага, II полугодие, глава 4 (3),

Петрович спокойно переждал эмоциональную «волну» и продолжил дальше:

- Друзья мои, я, конечно же, ничего не оправдываю – там, низких зарплат, нищеты…. Только знаете – вы сами, вот все здесь сидящие, - доказательства правоты моих слов… Нет, в самом деле. Если вы, несмотря на все эти перечисленные издержки учительской профессии, продолжаете работать учителями – что это значит?.. (Нет, Петрович все-таки не изменил своей манере задавать вопросы и самому на них же отвечать.) Это значит, что вы тоже предпочли, грубо говоря, учительскую бедность внеучительскому богатству!.. А это значит…

Но опять его речь была остановлена градом реплик.

- Да ушли бы – уйти некуда…

- Куда нам на старости лет?..

- Лучше синица в руке и пенсия на карточке…

- А ведь и правда – не променяю…

- А я бы легко променяла – дай мне миллион…

Последняя реплика принадлежала Юленьке. Она, выпрямившись как струна, и слегка выпучив свои «рыбьи» глазки, в упор смотрела на Петровича, как бы всем своим видом подтверждая «неправоту» его слов.

- Ну, пятьсот тысяч – на карточку, а остальные – сразу в руки и ушла бы…. Я бы сразу себе норковую шубку купила… - продолжала она развивать свои мысли, как будто кто-то всерьез ей предлагал подобную альтернативу.

Василий с недоумением взглянул на Юленьку. «Опять о норковой шубе – правда, только о ней думает или играет?.. Играет, наверно» - решил про себя он. Петрович же с улыбкой выслушал ее «мечты» и даже подстроился к ним:

- Вот Юленька тут рассуждает о норковой шубке, а ведь и она – хоть и молодая еще, а все-таки остается в школе, значит, тоже понимает, что не все в этой жизни измеряется деньгами…

- Конечно не все - любовь за деньги не купишь и ничем другим ее не заслужишь… - тут же с готовностью подтвердила Юленька, чем вызвала непреднамеренный взрыв смеха и аплодисментов.

- А теперь давайте о любви… - вновь подстроился Петрович. – О любви к нашей профессии. И о служении, кстати. Вот – мы выходим на ключевое слово.

Он снова замер, как бы сосредотачиваясь и, прежде чем начать говорить, сделал несколько шагов в узком пространстве круга кресел.

- Если для нас в большинстве своем все-таки такую важность представляет желание научить правильно жить других, возникает вопрос – чему же мы их должны учить, как это вообще – жить правильно…. Когда мы посмотрим с достаточной степенью глубины вокруг нас, то поймем, что все вокруг чему-то или кому-то служит. И в живой, и в неживой природе. Смотрите: солнечная энергия и минералы служат источником питания для растений, растения в свою очередь служат всему живому, выделяя кислород, и кроме этого служат питанием для животных. Наконец, животные тоже служат человеку, удовлетворяя его различные потребности – от пищевых до эстетических…

Максим Петрович слегка законфузился. Он почувствовал, что опять впадает в «лекторский» тон…

- В общем, по простому, раз все вокруг чему-то служат, то и человек должен служить. А в двух заповедях – «Возлюби Бога» и «Возлюби ближнего» - уже указаны два главных «объекта служения» - Бог и люди. Чем служить тоже указано – своей любовью. А где живут они, твои ближние – в твоей стране, в твоем Отечестве…. И мы опять возвращаемся к нашим главным ценностям – нашему «ВОЛ»ику – Вере-Отечестве-Любви…. Понимаете - вот главная задача нашего учительского служения – научить наших учеников служению этим трем главным ценностям – Богу, Родине и Любви, чтоб понятнее, - Богу, Родине и ближним

- Нет, или я все-таки такая непонятливая?.. Я все-таки не могу понять, что же я, такая тупая, должна делать?.. - вновь забеспокоилась неугомонная Мостовая. – Ну, если мне нравятся твои Вера, Надежда, Любовь…. Ой, точнее, Вера, Отечество, Любовь…. Кстати, Петрович, ты откуда содрал свою троицу?..

- Ну да, - улыбнулся Максим Петрович, - я содрал ее с трех главных христианских добродетелей: Веры, Надежды, Любви, и не случайно, что Надежде среди них соответствует в нашем «ВОЛ»-е Отечество. Так как именно в нем мы полагаем свою надежду…

- Нет, ты скажи конкретно, - не унималась Мостовая, особенно глубоко кивнув головой и замерев после этого кивка.

- А конкретно – давайте начнем с малого. В нашей педагогике служения будем учить их служить своей любовью своим самим ближним ближним - родителям, друзьям, одноклассникам…. И постепенно расширять сферы их служения…. Пусть они захотят служить своей школе, пока учатся в ней, окружающей природе, о которой надо заботиться, по мере возможности – своему городу Ставрополю. И чтобы помнили, что служа всему этому, они тем самым служат Богу. И главное – чтобы они захотели служить своей стране, чтобы выбирали профессию, в которой могли бы принести больше всего добра. И вот тут мы выходим на наш педагогический профиль…. Ведь нет другой такой профессии, через которую можно столько принести добра. Согласны? Значит, мы вновь и вновь должны напоминать деткам об учительской профессии, побуждая выбирать ее самым благородным из них…

- А чем, собственно, другие профессии плохи?.. – не согласилась Юленька

- Да не плохи, а просто профессия учителя среди них самая важная…

- Да я не согласна, - опять возразила Юленька.

- Ну, хорошо…. Давайте я попробую это доказать…

Максим Петрович еще раз прошелся по кругу и, остановившись недалеко от Юленьки, и, часто посматривая на нее, стал разворачивать свои аргументы:

- Что или кто в окружающем нас сотворенном мире является самым важным или самым ценным?

- Люди! – не задумываясь, выпалила Юленька.

- Отлично!.. Полностью согласен. И даже могу подкрепить доказательствами:

· Теологическоетолько люди сотворены по образу и подобию Божьему.

· Жизненноево время любых бедствий и катастроф при всей любви к остальной живой природе спасают в первую очередь людей.

Так, одно мы уже доказали. Идем дальше. Следующий вопрос: «Кто среди людей являются самым ценными?»

В зале как-то затихло. Молчала даже слегка нахмуренная Юленька.

- Я не пойму, почему у вас нет на этот вопрос достаточно бесспорного ответа?.. Ну, Юленька?..

- Дети, - слегка неуверенно пробормотала она.

- Ну!.. А в чем тут могут быть сомнения?

Тут тоже весьма простые доказательства. Я их опять выделю по типам:

· Нравственное – дети самые чистые творения в силу того, что они еще не успели совершить сознательные грехи или их мера по сравнению с мерой грехов взрослых незначительна.

· Жизненное – во время тех же бедствий и катастроф среди людей стараются спасти в первую очередь именно детей.

Согласны?.. И нам осталось только выяснить, какая же профессия имеет самое наибольшее и непосредственное отношение к главной ценности этого мира – детям. Ответ тут тоже очевиден…

- А врач.., детский врач, к примеру?.. - возразила Маева.

- Нет, можно, конечно, привести и другие профессии, имеющие отношение к детям, кроме детского врача, например, тот же священник. Но только учитель имеет к ним определяющее и всестороннее отношение, включая вопросы и физического здоровья – то, что касается врача, и духовного, что входит в компетенцию священника. А еще психологического здоровья, а еще интеллектуального становления и нравственного совершенствования…. И все это – учитель, и никто больше среди всех остальных профессий в мире…

Петрович направился к доске, но прежде чем написать что-то на ней, снова обернулся к коллегам…

- Итак, выстраиваем сложный силлогизм: люди – самое ценное на земле; среди людей самые ценные – дети; учитель больше всего имеет с ними дела…

Вывод:

Самая ценная (главная) профессия на земле – учитель

Максим Петрович крупными буквами написал этот вывод на доске и закончил свое выступление:

- И здесь, думаю, нет никакой тенденциозности или гордыни. Это объективная реальность. Ни о какой другой профессии не предупреждается в Евангелии с такой однозначной определенностью. Знаете, как там сказано – «Братья, не многие делайтесь учителями, зная, что мы тем большому подвергнемся осуждению…»

Видите, учитель – это не только наиболее важно, но и наиболее ответственно. Давайте из этого и исходить, определяя наши главные ценности в нашей педагогике служения и стараясь передать их нашим детям…

(продолжение следует...)

начало главы - здесь

начало романа - здесь