Недавно, просиживая очередной урок биологии и думая, когда же он уже закончится, меня вдруг осенило. "Надо написать статью" - моментально подумал я.
Почему я вообще думаю о том, когда урок закончится? Это же совершенно неправильно! Что со мной не так?
Со мной то все так, а вот с современной системой школьного образования - что-то не так. Об этих недугах я и хотел сегодня вам рассказать.
Итак, чтобы не опираться исключительно на свое мнение, я решил провести опрос. Его прошли около 130 человек. Свою точку зрения я просил аргументировать в комментариях. Выбирать можно было несколько вариантов ответа:
Разберу каждую категорию:
1.Несправедливое оценивание.
Чуть больше 48 процентов участников выбрали этот вариант ответа. Это означает, что почти половина опрошенных когда-то сталкивались с проблемой несправедливого оценивания.
Кто-то писал о банальных случаях неадекватного оценивания из-за личных конфликтов с учителем. Слышал много подобных историй, сам с таким встречаюсь довольно редко.
Другие писали о несправедливом оценивании из-за личных убеждений учителя. Особенно плохо это влияет на наше развитие. Такое отношение заставляет нас рассуждать однобоко, предписывает шаблонное мышление. Я считаю, что ребенку надо давать высказываться, аргументировать свою точку зрения.
Один из участников опроса отметил важную вещь - слишком большой шаг в системе оценивания, и проиллюстрировал это очень наглядным примером:
"Классно да , когда у тебя за четверть выходит 4.4 и тебе ставят 4 , а у кого-то 3.6 и ему тоже ставят 4, хотя разница между вами 0.8 балла. То есть твой результат лучше на 16% , а вас приравнивают . Это прямо-таки скажем "демотивирует"
Действительно, несправедливое оценивание очень сильно понижает мотивацию, провоцирует конфликт с учителем или с родителями. Один их главных бичей современной системы школьного образования, а одним из его составляющих является следующая категория.
2. Учителя.
Солидная часть опрошенных выбрала эту категорию. И тут все уже намного интереснее.
Про учительский беспредел мы слышали множество раз. Паблики в вк кишат историями про нездоровое поведение учителей, YouTube забит подобными видео. Участники опроса писали следующее:
"Касательно учителей - случай, быть может, более частный, нежели повсеместно распространенный, но... При обучении мои одноклассники и я столкнулись со следующей проблемой: один из учителей явно преступает закон, оценивает несправедливо и бессистемно, не предупреждает о работах, плохо объясняет учебный материал, пропагандирует своё субъективное мнение. Однако, несмотря на превышение своих полномочий, жалобы на него бесполезны - школьная администрация ничего не предпринимает, так как педагог является одновременно политически значимой и влиятельной персоной"
"Многие (не все) учителя учили наших родителей, бабушек.
За это время изменилось многое, а принципы, методики и авторитаризм в голове учителей оставляет след. Некоторые учителя остаются только ради того чтобы "издевнуться" и почувствовать свою власть над школьниками. Это конечно не все проблемы учителей, но основные для себя я отметил."
"Эта проблема, конечно, есть далеко не у всех школьников, тут зависит от предмета и конкретного учителя.
Заключается она в том, что учителей есть методы воздействия на учеников. Классные руководители, родителей в школу, учёт, вот это вот всё. У учеников методов воздействия на учителей нет. В школе господствует правило «учитель прав потому что он прав».
Приведу наглядный пример. В нашей школе только один учитель химии на целое здание. И этой учительницей восхищаются, её нахваливают, называют «гордостью школы», но... только администрация.
Эта учительница не умеет объяснять. Вообще. Она скачет с темы на тему, постоянно говоря что-то типа: «А вот это вот происходит из-за одной вещи, которую мы будем проходить в десятом классе, это вам сейчас не надо, я вам это объяснять не буду, это очень сложно, но просто выучите это сейчас!» А там какой-нибудь список исключений из правила, длинной в лист, который нам в нашем классе не пригодится...
Или другая ситуация, ученик весь урок тянет руку чтобы спросить. Ну не понимает, хочет уточнить. Реакции ноль, МарьИванна продолжает тараторить. Он продолжает тянуть руку, робко говоря: «МарьИванна, у меня вопрос... МарьИванна, можно спросить?..»
Реакции нет. Ученик уже пытается спрашивать у ребят вокруг, но они тоже не совсем понимают.
Уже на весь класс «Мария Ивановна! У меня вопрос! Как мы узнали, что вот там у иона железа заряд 2-? В таблице же написано, что у него просто - !»
«Ты почему разговариваешь на уроке?! Всё, это уже невозможно, я зову классного руководителя! *звонит по телефону* Вы можете прийти к нам? По поводу Пети Иванова, это уже переходит все границы!»
*приходит классный руководитель*
«Вызовите его родителей в школу! Это уже просто невозможно, он постоянно задаёт вопросы и болтает!»
(P.S. Последняя фраза - цитата.)
Про домашнее задание от этой учительницы, которое многие ученики выполняют часами, я уже и говорить не буду. (Я, кстати, тупо его не делаю, и при этом у меня пять по химии. Даже не знаю, что сказать.)
Любые попытки ученика оправдаться заканчиваются ничем. Даже если весь класс помогает.
У скольких людей эта учительница отбила всякий интерес к химии? Учитывая то, что она работает в этой школе очень давно, это десятки учеников.
А мы просто ничегошеньки не можем с этим сделать. И такой учитель не один в нашей школе."
Грустно, но многие из нас попадали в подобные истории. Но нельзя смотреть на ситуацию с одной стороны. Один из опрошенных справедливо заметил:
"Учителя загружены бумажной волокитой ( проверкой тетрадей, сбором документов и т.д )+ низкая зарплата. Из-за этого крайне мало учителей подходят к обучению "творчески". Они не стараются интересно подать материал , многие просто превращаются в ретранслятор информации из текста в книге в звук "
Действительно, учителей заваливают дополнительной работой. Этого нельзя допускать, примеры выше это прекрасно иллюстрируют. Несоизмеримая работе зарплата тоже дает о себе знать.
3. Бесполезные предметы.
ОБЖ, МХК, ИЗО, Физ-ра - многие участники опроса писали о безполезности данных предметов. В принципе, я с ними согласен. Таких предметов либо вообще быть не должно, либо они должны заканчиваться в начальной школе, либо они должны быть по желанию. О желании выбирать предметы, кстати, писали многие:
"Вот зачем мне это ОБЖ, если я сдаю ФизМат??? Подобная фигня бесит, можно было хотя бы с 9 класса убирать подобные предметы и усиленно готовиться к экзаменам, а как итог, времени нет, благо некоторые учителя понимают, что их предмет сейчас не столь важен."
" Зачем будущему стоматологу нужен ионный распад электролитов и корни n-ной степени? Зачем астрофизику образ Чацкого в «Горе от ума»? Зачем программисту строение органелл растительной клетки? Но им всем придётся учить всё, что им никогда больше не пригодится, чтобы получить аттестат на «4» или «5» и поступить в вуз, при этом жертвуя временем, которое они могли бы потратить на свои профильные предметы.
Гораздо логичнее было бы сделать общую программу, хорошо разъясняющую основы каждого предмета, чтобы ученики могли определиться с тем, чем они хотят заниматься в жизни. Преподавать её, например, за 6-7 классов школы, чисто основы, а дальше делать разделение по профилям, причём убрав не нужные этому профилю предметы.
Так что не могу назвать конкретных бесполезных предметов, все полезны, но не всем. А программа алгебры с геометрией в 8-9 классе, например, сложна для истинных гуманитариев."
Поддерживаю. После общего курса (начальной школы) должно быть несколько обязательных предметов (русский язык, математика, история). Остальные предметы должны быть выбраны самим учеником. Таким образом, люди будут выходить из школы с нужным для них набором знаний. Во время обучения будут формироваться "кружки по интересам" и т.д. У такой системы очень много плюсов.
4. Недостаточное количество проектной (творческой) деятельности.
Вот тут действительно больно. Учиться просто не интересно. Многие уроки превращаются в обыкновенное переписывание учебника, не дают никакого интересного опыта. Кто-то об этом даже написал :
" Система устарела . Сидеть по два человека, в школе учите - дома закрепляете , конспекты ( перепись учебника - это "отличная идея" )
Почему-то в школе не приветствуются такие важные вещи как :
А. коопирация для решения задач (общих)
Б. сотрудничество ( обмен информацией о разных предметах/ помощь друг другу в разных областях науки )
И т.д"
А ведь проектная деятельность очень хорошо помогает в решении этой проблемы. Приведу пример из собственной жизни
Я занимаюсь в школе журналистики. Одним из изучаемых там предметов является история. Казалось бы, история. Скучнейший предмет, сплошная зубрежка. Но история - один из любимых предметов для многих учеников. И все из-за проектной деятельности. Мы ставим сценки, придумываем вопросы для исторических личностей, устраиваем баттлы. Мало того, что это очень интересно, так еще и развивает навыки командной работы и коммуникации. Такой подход мне нравится. Учить историю действительно становится интересно.
5. Чрезмерное количество тестирований/проверочных.
36 процентов людей проголосовали за эту категорию. Тут спорить сложно. Вместо того, чтобы нормально заниматься, мы то и дело готовимся к каким-то проверочным. Это прям вымораживает.
Один из участников опроса написал следующее:
"Стандартизированное тестирование (ЕГЭ/ОГЭ и т.п. шняга). Превращает важный этап учебы, сдачу экзаменов, в бесполезную зубрежку максимально шаблонных заданий, что полностью ломает дифферинциацию учеников по баллам, а вместе с тем и по ВУЗам, учит мыслить шаблонно и перебирать несколько стандартных способов, вместо творческого процесса поиска решения. Я понимаю, что некоторое количество заданий обязано быть такими, чтобы проверить именно конкретные знания, но превращать в это весь экзамен плохо."
Усугубляется это еще и тем, что из-за разных программ в этих тестах часто спрашивают все подряд. Получается, что нам надо быстро готовить незнакомый для нас материал, абсолютно забивая на все то, что мы проходили до этого.
Еще есть проблемы с позиционированием этих работ. "Не сдашь - никуда не поступишь" и т.д. Период сдачи экзаменов из-за этого становится очень стрессовым. Некоторые не справляются. Происходят ужасные вещи.
6. Большие объемы домашнего задания.
60 человек, или почти 48 процентов опрошенных считают, что им задают чрезмерно много домашней работы. Тут все очень субъективно: кто-то решит 5 уравнений за 10 минут, а у кого-то это займет целый час. И опять же мы приходим к ненужным предметам(
Кто-то писал о ненадобности домашнего задания в принципе:
"Домашнее задание как таковое. По мне, вообще ничего не должно быть обязательным. Есть урок, если ты всё усвоил за эти 45 минут, то какой смысл дома делать то же самое?"
В этом случае да. Если ты все понимаешь на уроке, то зачем тебе свое время тратить на это? Домашнее задание в том виде, в котором оно сейчас существует, действительно отнимает много времени и часто не несет никакой пользы.
Ну и банально: некоторые учителя и вправду очень много задают, и им абсолютно плевать, что у тебя есть еще и другие дела:(
7-10.
Есть еще много минусов современной системы школьного образования: сложная программа, недостаточное количество внеурочной деятельности, короткие перемены, формирование классов и т.д), но мне кажется, что они очень субъективны (результаты опроса подкрепляют мое мнение), а в этой статье я хотел рассказать о более-менее общих проблемах.
Итак, современную систему школьного образования надо кардинально менять. Думаю, я смог вас в этом убедить)
__________________________________________________
(づ ◕‿◕ )づ
Пожалуйста, поставьте лайк и поделитесь это статьёй с друзьями