Найти в Дзене
Романтика окраин

Забытая дорога детства. История промышленной ветви ст. Пресня - Октябрьские казармы. Часть 4-я.

Навигация по постам:
Часть первая
Часть вторая
Часть третья
Часть пятая

Продолжаем нашу историческую виртуальную прогулку по бывшей одной из крупнейших промышленных железных дорог Москвы от станции Пресня МОЖД до станции Октябрьские казармы и ММЗ "Знамя труда" (ныне - АО «Российская самолётостроительная корпорация „МиГ”»), окончательно ликвидированной в 2012-м году. В прошлый раз мы остановились около бывшего переезда на 5-й Магистральной улице, сегодня пройдёмся до бывшего же переезда через крупнейшую магистраль района - Хорошёвское шоссе.

1. Начинаем с того места, где в прошлый раз остановились, у "переезда" на 5-й Магистральной улице. Переезд взял в кавычки, потому что, когда железная дорога существовала собственно переезда здесь не было, только пешеходный мостик, а улица была разделена надвое и по обе стороны от рельс ветви была парковка. Фото февраля 2012-го года.
1. Начинаем с того места, где в прошлый раз остановились, у "переезда" на 5-й Магистральной улице. Переезд взял в кавычки, потому что, когда железная дорога существовала собственно переезда здесь не было, только пешеходный мостик, а улица была разделена надвое и по обе стороны от рельс ветви была парковка. Фото февраля 2012-го года.
2. Осень 2012-го. "Переезда" больше нет.
2. Осень 2012-го. "Переезда" больше нет.
3. Наши дни. Январь 2019-го. Вот здесь он был. А вот гаражик справа сохранился.
3. Наши дни. Январь 2019-го. Вот здесь он был. А вот гаражик справа сохранился.
4. А ещё правее в направлении 2-й Магистральной улицы в 2010-м ещё пересекал проезжую часть ещё один к тому времени неиспользуемый подъездной путь к складам.
4. А ещё правее в направлении 2-й Магистральной улицы в 2010-м ещё пересекал проезжую часть ещё один к тому времени неиспользуемый подъездной путь к складам.
5. Сейчас здесь о нём, в общем-то, ничего не напоминает.
5. Сейчас здесь о нём, в общем-то, ничего не напоминает.
6. Только вот те дальние ворота, перед которыми он раздваивался и заходил на территорию.
6. Только вот те дальние ворота, перед которыми он раздваивался и заходил на территорию.
7. А в 2005-м году было вот так.
7. А в 2005-м году было вот так.
8. Этот путь шёл в сторону Ходынского поля параллельно главному пути ветви.
8. Этот путь шёл в сторону Ходынского поля параллельно главному пути ветви.
9.
9.
10. 2007-й год. Вид с главного пути ветви
10. 2007-й год. Вид с главного пути ветви
11. А в 2010-м их уже и разглядеть было трудно, так сильно всё заросло.
11. А в 2010-м их уже и разглядеть было трудно, так сильно всё заросло.
12. Правда только летом, а зимой их было видно. Февраль 2012-го. Главный путь ветви в сторону Ходынки.
12. Правда только летом, а зимой их было видно. Февраль 2012-го. Главный путь ветви в сторону Ходынки.
13. И путь со складов.
13. И путь со складов.
14.
14.
15. Переезд через этот путь тогда тоже ещё существовал.
15. Переезд через этот путь тогда тоже ещё существовал.
16.
16.
17.
17.
18. С ликвидацией переезда осенью 2012-го этот маленький кусочек ветви оказался отрезан со всех сторон.
18. С ликвидацией переезда осенью 2012-го этот маленький кусочек ветви оказался отрезан со всех сторон.
19. Чуть впереди по направлению к Ходынке пути сходились.
19. Чуть впереди по направлению к Ходынке пути сходились.
20.
20.
21.
21.
22. Взгляд назад. Между путями успела вырасти небольшая рощица.
22. Взгляд назад. Между путями успела вырасти небольшая рощица.
23. Главный путь. Как сказал бы ослик Иа-Иа: "Жалкое зрелище. Душераздирающее зрелище".
23. Главный путь. Как сказал бы ослик Иа-Иа: "Жалкое зрелище. Душераздирающее зрелище".
24. Ныне от ветки не осталось и следа. Бывшее расположение путей угадывается лишь по той самой рощице.
24. Ныне от ветки не осталось и следа. Бывшее расположение путей угадывается лишь по той самой рощице.
25. Ну, а дальше была стрелка, где они сходились. Март 2004-го года. Как раз тогда началась ликвидация ветви далее в сторону Ходынского поля.
25. Ну, а дальше была стрелка, где они сходились. Март 2004-го года. Как раз тогда началась ликвидация ветви далее в сторону Ходынского поля.
26.
26.
27. Впереди уже виднеется строительная техника. Осень 2004-го.
27. Впереди уже виднеется строительная техника. Осень 2004-го.
28. Но эта стрелка в итоге пережила участок от Хорошёвки до Октябрьских казарм и авиазавода почти на 10 лет. Осень 2005-го.
28. Но эта стрелка в итоге пережила участок от Хорошёвки до Октябрьских казарм и авиазавода почти на 10 лет. Осень 2005-го.
29. Как только перестали использовать, так сразу всё и захламили.
29. Как только перестали использовать, так сразу всё и захламили.
30. Несколько видов в сторону складов (влево) и Пресни (вправо).
30. Несколько видов в сторону складов (влево) и Пресни (вправо).
 31.
31.
32. Ветвь продолжалась дальше в сторону Хорошёвки ещё столько, чтобы со складов мог выехать локомотив с парой-тройкой вагонов и задним ходом уехать на Пресню.
32. Ветвь продолжалась дальше в сторону Хорошёвки ещё столько, чтобы со складов мог выехать локомотив с парой-тройкой вагонов и задним ходом уехать на Пресню.
33. А в 2007-м здесь уже точно ничего не ходило, вся жизнь была сосредоточена в распивающей в этом тихом месте спиртные напитки местной молодёжи.
33. А в 2007-м здесь уже точно ничего не ходило, вся жизнь была сосредоточена в распивающей в этом тихом месте спиртные напитки местной молодёжи.
34. 2008-й год, вид в сторону складов и Пресни.
34. 2008-й год, вид в сторону складов и Пресни.
35. А к 2010-му всё так заросло, что даже любители выпить перестали здесь собираться. Вид в сторону Хорошёвского шоссе.
35. А к 2010-му всё так заросло, что даже любители выпить перестали здесь собираться. Вид в сторону Хорошёвского шоссе.
36. И в сторону Пресни.
36. И в сторону Пресни.
37. Февраль 2012-го, стрелка едва угадывается под снегом.
37. Февраль 2012-го, стрелка едва угадывается под снегом.
38. Ветвь совсем заросла.
38. Ветвь совсем заросла.
39. Осень 2012-го.
39. Осень 2012-го.
40.
40.
41. А ещё в 2004-м здесь всё было совсем иначе. Собственно, учитывая, что ветвь обрезали именно так, оставив пространство для разворота локомотива с вагонами со складов, видимо, предполагалось, что склады будут её использовать. Но использовали ли - точно неизвестно, ибо свидетельств я так и не нашёл.
41. А ещё в 2004-м здесь всё было совсем иначе. Собственно, учитывая, что ветвь обрезали именно так, оставив пространство для разворота локомотива с вагонами со складов, видимо, предполагалось, что склады будут её использовать. Но использовали ли - точно неизвестно, ибо свидетельств я так и не нашёл.
42. В 2005-м тупиковый путь уже успел подзарасти.
42. В 2005-м тупиковый путь уже успел подзарасти.
43. И вот здесь он упирался в насыпь, над которым поставили гаражи и стоянку.
43. И вот здесь он упирался в насыпь, над которым поставили гаражи и стоянку.
44. Так и существовал он вплоть до 2012-го года. Вероятно, что и сейчас там в зарослях есть какие-то следы этой некогда одной из крупнейших промышленных веток Москвы.
44. Так и существовал он вплоть до 2012-го года. Вероятно, что и сейчас там в зарослях есть какие-то следы этой некогда одной из крупнейших промышленных веток Москвы.
45. Дальше путь шёл здесь вдоль 2-го Хорошёвского проезда. Осень 2005-го года.
45. Дальше путь шёл здесь вдоль 2-го Хорошёвского проезда. Осень 2005-го года.
46. Тогда как раз клали коммуникации к новой застройке Ходынского поля.
46. Тогда как раз клали коммуникации к новой застройке Ходынского поля.
47. А в 2007-м здесь уже была парковка.
47. А в 2007-м здесь уже была парковка.
48. А ещё недавно, в 2004-м году здесь ещё лежали шпалы, ветвь только-только начали разбирать. Ещё стояли по обе стороны шоссе навсегда погашенные заградительные светофоры и светофоры для автомобилистов. В будке дежурного по переезду к тому моменту уже жили бомжи.
48. А ещё недавно, в 2004-м году здесь ещё лежали шпалы, ветвь только-только начали разбирать. Ещё стояли по обе стороны шоссе навсегда погашенные заградительные светофоры и светофоры для автомобилистов. В будке дежурного по переезду к тому моменту уже жили бомжи.
49. Переезд ещё на месте, но никогда уже здесь не прозвучит тепловозный гудок.
49. Переезд ещё на месте, но никогда уже здесь не прозвучит тепловозный гудок.
50. Погашенные навсегда светофоры переезда и знак ж/д переезда. Сколько же тогда ещё отечественных машин по дорогам ездило!
50. Погашенные навсегда светофоры переезда и знак ж/д переезда. Сколько же тогда ещё отечественных машин по дорогам ездило!
51. Осень 2004-го года.
51. Осень 2004-го года.
52. В 2005-м ж/д светофоров уже не было, а от пути остался лишь шрам на проезжей части.
52. В 2005-м ж/д светофоров уже не было, а от пути остался лишь шрам на проезжей части.

Из воспоминаний о ветви, найденных на просторах интернета (2003-й год, орфография сохранена):

Переезд на 4-й Магистральной улице. Световая сигнализация с мигающими белыми огнями и знаками пересечения с однопуткой. Заколоченный кирпичный домик дежурного. За переездом стрелка – ответвление влево в заводские ворота – сюда переведена стрелка и рельсы начищены. Уходящий на Ходынку между двумя заводами путь ржавый, но не заросший. Справа вдоль линии – хорошо натоптанная тропинка. По обе стороны переезда горящие красным светофоры; “С/2” в сторону Окружной и “С/1” в сторону 5-й Магистральной и на Ходынку. Еще один неработающий “С/2” в сторону завода стоит у заводских ворот.

С другой стороны переезда ветка по левой дуге уходит к Окружной вдоль гаражей, параллельно которым идет грунтовка. Таким образом летом 2003г еще было движение до ворот за 4-й Магистральной. Дальше - ржа. Но кустарника не было.

Пересечение с Хорошевским шоссе в одном уровне, за ним слева у пути(на Ходынку) горящий красным двухлинзовый светофор с табличкой “С/2”(С оторвана). Метров через 100 к северо-востоку путь перегорожен съемным строительным забором, свалены трубы большого диаметра, перед забором путь на коротком участке полностью засыпан землей. За забором слева у пути (на Ходынку) неработающий и ржавый мачтовый двухлинзовый светофор.

С другой стороны переезда кирпичный домик дежурного с односкатной крышей, на высоком фундаменте и с перилами из труб. Рядом с ним опять-же горящий красным двухлинзовый светофор “С/1” в сторону Окружной. Далее покрытые ржавчиной рельсы на деревянных шпалах идут параллельно 2-му Хорошевскому проезду в мелкой выемке, их пересекают пешеходные дорожки с лесенками на “насыпь”. В колее уже выросла мелкая поросль кустарника…

53. Февраль 2012-го. Здесь была железная дорога.
53. Февраль 2012-го. Здесь была железная дорога.
54. А здесь был переезд. Но теперь впереди не сортировочная станция, а улица Маргелова. И новые жители Ходынки, которые ездят по ней, в большинстве своём даже не подозревают, что раньше здесь весело гудели тепловозы.
54. А здесь был переезд. Но теперь впереди не сортировочная станция, а улица Маргелова. И новые жители Ходынки, которые ездят по ней, в большинстве своём даже не подозревают, что раньше здесь весело гудели тепловозы.

На этом на сегодня всё, спасибо за внимание!
Продолжение читайте здесь.

При создании материала были использованы такие источники, как:

1) http://retromap.ru/;
2) https://pastvu.com/;
3) Замечательный сайт "Ж/д Экзотика" http://ivda-zde.narod.ru/vetki/polikarpova/polikarpova.html;
4) Интереснейшая заметка о ветке на сайте https://www.inst.ru/ways/04032002.htm;
5) Прекрасный форум "Московские железки" https://zhelezki.kamrbb.ru и, в частности, фото участника Пересменщик;
6) Сайт Фотогалерея - Паровоз ИС https://parovoz.com/newgallery/;
7) Материалы из отличной книги Ю.А. Егоров. Московская Окружная железная дорога. Путеводитель. – М.: Москва, которой нет, 2017.

Особую благодарность хочу выразить моему другу Стасу за эксклюзивные фото этой ветви.

Также благодарю за уточнения и дополнения к первой редакции Сергея Коваленко, Yaroslav, oitss, Vladislav, Mihail Artamonov, ivda, a_pereswet и всех-всех-всех, кто оказал помощь.

Не забывайте подписываться на канал, чтобы не пропустить очередную прогулку!