Найти тему
Живопись

Художник Николай Константинович Рерих: эмоциональный колорит

Оглавление
О духовном и творческом пути художника Николая Рериха лучше всего рассказывают его полотна. Действенная любовь к живописи в сочетании со страстью к археологии и философии всю жизнь сопровождались поиском новых способов и приёмов в передаче цвета с его одухотворённостью и внутренней энергией.

Яркая декоративность палитры юношеских работ мастера с годами перешла в особую форму художественного созерцания, где краски передают не очертания, но духовную суть предметов. В «Розовых горах», «Канченджанге», «Пути в Шамбалу» цветовая симфония звучит так стройно, что глаз не в состоянии уловить тысячи переходов, из которых соткано воздушное пространство холста.

Это потом, в середине 20-х начнут появляться один за другим циклы «Знамёна востока», «Святые горы», «Майтрейя» в символической рериховской манере. А на стыке столетий молодой художник ворвался в мир русской живописи со своим неожиданно эмоциональным колоритом и заставил всех заговорить о себе, как о мастере исторической детали и необычных цветовых решений.

"Мощь пещер"
"Мощь пещер"
"Майтрейя Победитель"
"Майтрейя Победитель"
"Знамя грядущего"
"Знамя грядущего"

Самой запоминающейся работой из серии «Начало Руси. Славяне» навсегда останется для зрителей картина «Заморские гости» (1901 г.). Здесь всё предельно просто, до такой степени, что казалось бы и говорить больше нечего. Тем более, что сам Николай Константинович дал поэтическое описание сюжета, объяснив даже мотивы обращения к теме. С детства знакомая многим празднично-пёстрая атмосфера полотна перекликается в сознании с пушкинским «Царём Салтаном», народными сказаниями о Садко и древнерусскими упоминаниями о торговых людях из-за моря.

"Заморские гости", серия "Начало пути. Славяне", 1901, холст, масло, ГТГ, Москва
"Заморские гости", серия "Начало пути. Славяне", 1901, холст, масло, ГТГ, Москва

Всё новые и новые ладьи рождаются из синей пучины. Плывут они из тёплых богатых земель, и дивно разукрашены их изогнутые бока, жарким пламенем бьются на мачтах затейливые паруса. Бегут ладьи мимо неприступных скалистых берегов, где с вершин холмов провожают их настороженно взглядом таинственные крепостные городища славян. Ощетинились иноземные судна боевыми щитами, и из-за леса железных шлемов выглядывают хмурые бородатые лица воинов. Что скрывается под белым пологом в центре? Бесчисленные дары Востока, драгоценные жемчуга, шёлковые ткани, заморские сладости? Или сотни мечей, готовых нести гибель и раздор на мирные земли славян?

"Волокут волоком"
"Волокут волоком"
"Гималаи (Голубые горы)
"Гималаи (Голубые горы)
"Гонец. Восстал народ на народ"
"Гонец. Восстал народ на народ"
"Гималаи (Сапфировые горы)"
"Гималаи (Сапфировые горы)"

Сторожевой дозор из белых чаек летит навстречу гостям; они первыми приветствуют караван, кружа на распахнутых крыльях над ним. Молча следуют ладьи своим курсом, не отвечая на призывные крики белоснежных вестников. А на заднем плане слева от кораблей высится над морем громада спящего вулкана, тая в своём величественном облике великую угрозу.

Скрытый конфликт замешан на ярмарочном цветастом колорите картины, противопоставленном самой истории древнего славянского государства, той, что осталась за кадром. Истории, полной бесконечных посягательств на русские земли, военных притязаний и предательств со стороны сопредельных стран. Поэтому-то встречая гостей по одёжке, мудрые предки высылали навстречу дозоры чаек и всегда стояли наготове 33 богатыря во главе со своим дядькой.

🎯 Если вам понравилась статья, поставьте "палец вверх" и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить следующие публикации. Приглашаем посетить наш сайт! Делитесь мнениями в комментариях! Спасибо, что уделили время прочтению статьи!

Предлагаем для обсуждения статьи, нажмите и читайте:

Художник Борис Васильевич Корнеев: портрет любимой женщины

Художник Константин Юон: феномен вне времени

Художник Иван Семёнович Куликов: «Ярмарка», «Физкультурница» и другие