Министр Скворцова предложила увеличить продолжительность детства и отрочества, мотивируя глобальным несоответствием физического интеллектуальному и наоборот. Педиатры замечают, что всё чаще болезни взрослого возраста поражают детишек, потому что игнорируется значимость «"программирования" здоровья в первые 1000 дней жизни ребёнка», как считает Лейла Баранова-Намазова.
Никакие технологии не способны снизить смертность детишек от пороков развития, травм и неинфекционных болезней. Не от того ли успешность российского здравоохранения в оздоровлении детей министр здравоохранения измеряет единственным критерием - цифрами снижения младенческой смертности, другие показатели в лучшую сторону не изменить ни у нас, ни в Европе, ни в Америке.
Манипуляции с критериями недоношенности не исключили основного вклада недоношенности и асфиксии в неонатальную смертность. За что боролись, то и вышло. Дети до шестилетнего возраста, как и многие поколения до «эры антибиотиков», умирают от пневмонии и диареи. С 5 до 9 лет преимущественно гибнут от недопустимого поведения взрослых - ДТП, утопления при родительском недосмотре и всё те же НИЗ.
С 10 лет до 14 к этим «родительским» причинам присоединяется смерть как следствие морального и физического насилия сверстников, активно взращенного доступностью интернет-контента. С 15 до 19 лет подрастающее поколение гробят ДТП и осложнения беременности, при отсутствии контроля со стороны взрослых, для ребёнка плохо заканчивается «всё по-взрослому».
«Наша система здравоохранения по-прежнему идёт по неправильному пути – когда основные финансовые средства вкладываются в дорогостоящие лечебные технологии, лишь немного продлевающие жизнь глубоко больных людей. Вместо того чтобы сделать упор на значительно менее деньгоёмкие профилактические технологии». Ну почему же, Минздрав и правительство выпятили профилактическую составляющую дальше некуда.
«Более того, для того чтобы деньги на профилактические осмотры не размывались в общей первичной помощи, с 2019 года мы их выделили в отдельный тариф. И сейчас они составляют около 40% от общего подушевого финансового норматива на первичное звено на каждого гражданина. Это позволяет сделать всё, что нужно». Вот так – «всё что нужно» вмещается в сумму чуть больше тысячи рублей.
С профилактикой не всё складывается, не только оттого, что факторы риска мутновато высвечиваются, а иногда и совсем неизвестны, но из-за извращения самого понятия «профилактика». Профилактикой обязали заниматься участкового врача во время приёма по поводу заболевания, превратив важное дело в государственную профанацию и удалив ответственное участие в ней гражданина.
На Госсовете президент констатировал печальное: «Сейчас более 60% граждан невысоко оценивают качество здравоохранения, и в основном это относится к его первичному звену». Всё оттого, что граждане надеются на врача – спасителя, позволяя себе в полную силу гробить своё здоровье, а врач не бог, он только врач.